Жизнь заключенных за последние несколько лет изменилась. Улучшились условия содержания в исправительных учреждениях, изменилось отношение персонала. Во всяком случае, так утверждают чиновники, в частности заместитель прокурора региона Анатолий Еремин. А чтобы убедить в этом и общественность, журналистов ознакомили с пребыванием заключенных в Биленькивской исправительной колонии №99.
Здесь отбывают наказание лица, впервые осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления. Расположена колония в довольно живописном месте, в небольшом селе в 300 метрах от Днепра. Сегодня наказание тут отбывают 1562 человека, в основном — это убийцы. Как рассказал начальник колонии Леонид Зеленский, средний возраст осужденных oт 20 до 30 лет. Но есть и пенсионеры. Самому старому заключенному 73 года. Кстати, чаще всего люди преклонного возраста сидят именно за убийства...
Колония живет своей четкой жизнью. Кстати, отопительный сезон начался здесь раньше, чем у других жителей области — благодаря собственной системе отопления. Здесь есть свое хозяйство, где выращивают свиней, курей, коров и даже нутрий. Сидят заключенные в отдельно ограженных секторах, в каждом по 250 человек. Последний побег из колонии — 1994 год: тогда осужденный в грузовике с мусором выехал за пределы колонии. Задержали его через день в Днепропетровской области.
На территории колонии расположены школа и ПТУ. Леонид Зеленский рассказывает, что не все заключенные умеют читать и писать, а кое-кто не закончил даже трех классов. В ПТУ учат на слесаря и сварщика. В библиотеке осужденные обычно читают классиков — Достоевского, Маяковского, Лермонтова. В колонии есть «комната разгрузки». Здесь осужденные отдыхают, смотрят правовые, религиозные программы, слушают музыку. Для них часто организовывают разнообразные семинары, также с узниками работают психологи.
Кормят заключенных хорошо, уверяет Леонид Зеленский. Но при этом на одного колониста государство ежемесячно выделяет 95 гривен. Как выходит такая экономия? Дело в том, что в колонии много продуктов собственного производства. Жур налистов пригласили в столовую: длинные железные столы, на стенах — картины. Обязательно вывешивается меню. В тот день: завтрак — картофельное пюре с мясом и соусом, обед — борщ и перловая каша с мясом, ужин — картофельное пюре с мясом и соусом. Также осужденные могут получать передачи от родственников в любое время, хоть несколько раз в день, уверяет руководство колонии. На территории колонии есть киоск, где можно купить продукты. Хлеб здесь стоит дешевле, чем на воле — 93 копейки, консервы — немногим более 2 гривен. Расчет — безналичный. Деньги — запрещены. Хлеб выпекают в собственной пекарне сами же заключенные. Каждая буханка весит ровно один килограмм. Хлеб вкусный — журналисты попробовали. Кстати, от магазинного он почти ничем не отличается. Соблюдения санитарных норм при приготовлении хлеба контролируют не только сотрудники колонии, но и работники СЭС.
Часть узников работает. На территории колонии есть цеха, в которых изготавливают деревянные изделия, мебель, рубероид, детали для пластиковых окон. КЗОТ, конечно, действует — колонисты получают минимальную зарплату, а заработанное перечисляют на расчетный счет. Часть денег осужденные расходуют на продукты, выплачивают гражданские иски, a часть получат при выходе из колонии.
В каждом секторе есть кабельное телевидение, заверяет руководство колонии, осужденные смотрят новости, образовательные программы, но по графику. Есть и радиоузел, где звучит музыка, объявления, читают лекции. В колонии имеется также свой оркестр, где играют 12 человек. Как рассказал начальник колонии, очень красиво играют музыканты на духовых инструментах «Мурку»!
Посетили журналисты и секторa, где живут заключенные: чисто, белые стены, двуярусные кровати, на каждой табличка с фамилией заключенного, полочки с одеждой и книгами. Окна, несмотря на прохладную погоду, открыты. По словам начальника колонии, профилактика туберкулеза. На улице стоит несколько лавочек. Здесь колонисты играют в нарды и домино. Из одного сектора в другой перебегают две довольно откормленные черные кошки. Руководство колонии шутит, что животные нарушают правила локального содержания.
Также журналистам удалось побывать и на приеме у заместителя прокурора. Один из заключенных поинтересовался, как его могли осудить без наличия тела убитого и проведения медэкспертизы. Анатолий Еремин ответил, что тело можно уничтожить, но если есть доказательства, то вину докажут. Были вопросы и по поводу новой редакции Уголовного кодекса. Большинство заключенных судили еще по старой редакции. А вот вопросов касательно условий содержания у осужденных не было. Мнение единодушное: все хорошо, проблем нет.
Но, по словам же заместителя прокурора области, проблема все-таки есть — коррупция. В этом году к ответственности привлечены четыре правоохранителя. Сотрудники колонии, за соответствующее денежное вознаграждение, передавали водку, мобильные телефоны, психотропные и наркотические средства. Еще одна проблема — трудоустройство осужденных, ведь их работает всего 30%.
Как заверил Анатолий Еремин, украинские колонии сегодня реорганизовывают по европейским стандартам: проводят новые коммуникации, ремонтируют здания. С осужденными постоянно работают психологи. Правильно это или нет, вопрос спорный. Потому что в социуме формируется одно отношение к человеку, который сидит за попытку хищения автомобиля, и совсем другое — за изнасилование и умышленное убийство.
КСТАТИ
13 многоэтажных жилых домов и учебно-воспитательный комплекс остаются без тепла в старинном Изяславе (Хмельницкая область). «Котельная — на территории исправительного учреждения, администрация которой отказала микрорайону в отопительном сезоне», — сообщил «Дню» Изяславский городской глава Игорь Кондратюк. Мерзнут в НВК 33 ребенка дошкольного возраста и 59 — школьников. Такая же холодная атмосфера и в сотнях квартир на улице Гагарина. Добавилось работы в эти дни служителям Гиппократа — лечат детей и взрослых от гриппа, острых респираторных заболеваний. Причина, по которой предприняли этот вынужденный шаг «граждане начальники» учреждения, — банальная: долги населения за ранее потребленное тепло. «На этот день жильцы задолжали 32 тысячи гривен», — объяснил Игорь Кондратюк. Он говорит, что местная власть ведет переговоры с администрацией тюрьмы, но она не отказывается от своего строгого решения. А за что же, спрашивает, купить энергоресурс?! По-видимому, права. Однако городской глава не уверен, что все квартиросъемщики сразу вернут то, что должны: «Две семьи имеют по семеро детей, вместе задолжали 9 тысяч гривен. Они уже никогда не рассчитаются. Нет денег…» Он предполагает, что с повышением тарифов на коммунальные услуги ситуация будет обостряться. Надеется, что на этот раз начальство таки войдет в положение замерзших взрослых и представителей подрастающего поколения: холод — не тетка… Обращался в областное управление по выполнению наказаний. Там разделяют хлопоты замерзших законопослушных граждан, но обращают внимание на финансовые проблемы исправительной колонии. Мол, 32 тысячи гривен для учреждения — это очень большие деньги. Что же касается осужденных грабителей, разбойников и воров, то они в тепле искупают свои тяжкие грехи в исправительном учреждении, на территории которого расположена котельная.