В этом году исполняется 160 лет со времени выхода напечатанной в Российской империи книги «История русов» (1846 год), о содержании которой красноречиво говорит название и которая составила эпоху в украиноведении. Автор этой книги точно не известен, не могут историки определить и точного времени написания этой книги. Есть предположение, что она начала писаться около 1810 г. и связана, определенным образом, с «мечтами» русского императора Александра I о конституционных реформах в стране. Эти «мечты» некоторые украинские образованные круги восприняли всерьез и «позволили себе» высказать собственные мысли и надежды, о чем и свидетельствует «История русов». Другая гипотеза относит создание книги к концу ХVIII в. В любом случае, рукописи книги начали распространяться в обществе еще до восстания декабристов и пользовались большим успехом — они были известны Пушкину, Гоголю, Рылееву, Максимовичу, а впоследствии — Шевченко, Кулишу, Костомарову и многим другим представителям русской и украинской писательской среды. Несмотря, однако, на многочисленные и кропотливые исследования, автор книги остался неизвестным до сегодняшнего дня, хотя в отношении этой личности существует немало гипотез. Чаще всего упоминаются имена бывшего ректора Киево-Могилянской академии архиепископа Белорусского Георгия Кониского, Григория Полетики, Семена Дивовоча и др.
Но кто бы не был автором этой хорошей книги, в ней описаны главные события в истории Украины, начиная от древности «народа славянского» и князя Владимира Равноапостольного и заканчивая отменой института гетманства по приказу Екатерины II — последним гетманом был Розумовский. Значительное внимание уделено деятельности таких выдающихся личностей нашего прошлого, как Богдан Хмельницкий и Иван Мазепа. На чьей стороне автор? Каким-то фантастическим и необычайным талантом этот автор- инкогнито, который жил во времена абсолютной монархии, сумел описать реальные исторические события и исторических «русов» (украинцев) и одновременно сохранить внешнюю лояльность («объективность») к существующей власти — иначе книга не была бы напечатана в Москве в 1846 году. Выход в печать «Истории русов» 1846 года не остался незамеченным в русско-украинском обществе; наоборот — ее читали, она оказала сильное влияние на политические настроения в обеих столицах империи, особенно — среди украинцев, но не только.
Одним из весомых доказательств украинского патриотизма анонимного автора является тот неоспоримый факт, что уже несколько поколений некоторых российских историков соревнуются в том, чтобы обесценить и умалить значение книги, дорогой для украинцев. Но действительно «разгромная» критика началась после того, как Украина провозгласила себя независимым государством. Тогда в России начали читать книгу очень внимательно и не то, что критиковать, а просто-таки смешивать с грязью, что продолжается и сегодня. Этим делом занимаются не только журналисты или политики, но и некоторые ученые, которые упрекают автора книги в том, что она написана на хорошем русском языке, что ее влияние на так называемых украинцев не ослабевает и что она завораживает новые поколения «самостийников» так же, как и поколения их предшественников. Но Бог с ними — критиками. (Как сказал один известный француз: «Они ничего не забыли и ничему не научились!»)
Кое-кто из историков считает, что «История Русов» — это одно из наиболее выдающихся проявлений украинской национально-политической мысли конца XVIII века», «памятник украинской духовности, политического и исторического мышления. Ведь она воспроизвела картину исторического развития Украины с древнейших времен до второй половины XVIII века и показала, «что Киевская Русь — это государственное образование именно украинского народа, что Русь — это Украина, а не Россия, в частности, потому что из российских земель в Русь входила когда- то только Новгородская земля».
Одним из наиболее поразительных мест «Истории русов» является так называемая Прокламация гетмана Ивана Мазепы к войску и народу украинскому, которую он «объявил» в 1708 году, переправившись через Десну и поставив военный лагерь между Стародубом и Новгород Сиверским. Читая Прокламацию, трудно удержаться от мысли, что она была написана именно для нас — для современного поколения украинцев. Вот несколько выдержек:
«Стоим ми теперь, братья, над двумя пропастями (как всегда — между Востоком и Западом), готовыми нас проглотить, если не выберем для себя надежного пути, чтобы их обойти... И нам, видя эту угрозу, которая собралась над нашими головами, как не помыслить и не подумать о самих себе?... Ибо уже нет и не будет места на договоры о наших правах и привилегиях. Также давние на то договоры и трактаты сами собой уничтожатся, потому что нас естественно будут считать завоеванными или покоренными оружием. Тогда станем ничтожными рабами и наша новая судьба будет хуже прежней, которую испытали наши предки. Когда станет победителем царь Московский, то угрожает нам беда со стороны этого Царя, который присвоил себе неограниченную власть и наказывает свой народ по своей прихоти; там не только свобода и имущество народное, но и сама жизнь подчинены единой воле и прихоти царской. Видели вы и последствия этого деспотизма, которым он истребил многочисленные семьи варварскими карами за какие-то провинности и доносы, которых не может стерпеть ни одно общество... И так остается нам, Братия, из видимых зол выбрать меньшее, чтобы потомки наши, вброшенные в рабство нашей бездарностью, не обременили нас своими жалобами и проклятиями. Я равнодушен в делах наследства и ничего не ищу, кроме благоденствия того народа, который наделил меня теперешним достоинством и с ним вручил мне свою судьбу. Окаянный я был бы и очень бессовестный, когда бы ответил вам злым за доброе и предал его за свои интересы.
... Не должны мы воевать ни сo Шведами, ни с Поляками, ни с Москалями, а должны защищать нашу собственную Родину, отбивая того, кто нападет на нее войной... А при будущем общем мире всех воюющих государств будет решено поставить нашу страну в то государственное положение, в котором она была перед польским владением, при своих природных князьях и при всех давних правах и привилегиях, которые означают свободную нацию. ...Все это до сих пор не осуществилось из-за усобиц и необдуманности предков наших. Ведь известно, что сначала были мы теми, которыми теперь являются московцы: имели власть, первенство, а теперь даже само название «Русь» от нас — к ним перешло, хотя мы у них — яко притча во языцех! И что же это за народ, если не заботится о своей пользе и не предупреждает видимой опасности? Такой народ ничтожеством своим действительно уподобляется равнодушным животным, которых презирают все народы».