Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Проголосовать и умереть?

Избирательное законодательство не учитывает потребности инвалидов
2 ноября, 2006 - 19:18
ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО / «День»

В 2005 году в Украине насчитывалось почти 2,5 миллиона людей со значительными ограничениями в жизнедеятельности: нуждающихся в особом внимании всегда и во время избирательных кампаний — особенно. Ныне избирательное законодательство предусматривает только две основные категории лиц, имеющих право на специальный режим реализации избирательного права: это те, кто не могут самостоятельно передвигаться, и люди с недостатками зрения. И те, и другие, в принципе, должны голосовать дома по отдельным спискам избирателей, однако де-факто организовать такое голосование для одинокого человека почти невозможно. Почему это так и как можно отредактировать Закон Украины «О выборах народных депутатов Украины», позавчера рассказали участники круглого стола «Улучшение избирательного законодательства в части реализации прав избирателей, относящихся к уязвимым категориям граждан».

К уязвимым категориям населения, кроме уже названных, предлагается добавить не только тех, кто не может ходить, но и тех, кто лишен возможности передвигаться временно — скажем, в связи с болезнью. «У нас нет четких критериев неспособности передвигаться самостоятельно, которые позволили бы идентифицировать избирателя с ограниченными возможностями, — рассказывает эксперт проекта улучшения законодательства Андрей Дуда. — Здесь нужно учитывать не только инвалидность, которая есть сейчас, но и общее состояние здоровья и возраст». Кроме того, в закон предлагают внести и еще некоторые изменения: чтобы избиратель мог сообщить о своих особых потребностях не только письменно, но и устно; чтобы отметку о голосовании по месту нахождения мог вносить не только сам избиратель, но и другие лица.

Отсутствие этих элементарных положений в действующем законе повлекло по меньшей мере к двум негативным последствиям. Во-первых, немало избирателей не проголосовало на последних выборах только из-за того, что не смогли вовремя проверить наличие своей фамилии в списках или оформить голосование по месту жительства. Более того, по словам заместителя председателя комитета Верховной Рады Украины по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления Владислава Лукьянова, во время третьего тура президентских выборов 2004 года из-за жестких ограничений относительно «домашнего» голосования в Донецкой области пятеро избирателей умерли, пытаясь попасть на участок или возвращаясь домой после голосования. Во-вторых, оформить потребность в домашнем голосовании не так просто: для этого нужна справка медицинского учреждения. И если в городах с этим проблем не возникает, то в маленьких населенных пунктах, где роль больницы выполняют ФАПы, справка от местного фельдшера, по действующему законодательству, не является достаточным основанием для того, чтобы человек голосовал дома.

Владислав Лукьянов подчеркнул, что избиратели, весь день проводящие дома, не только не отказываются участвовать в управлении государством, а наоборот — едва ли не активнее всех стремятся выразить свою волю. Очевидно, это связано с тем, что люди с ограниченными двигательными возмо жностями чаще смотрят телевизор, имеют больше времени на чтение прессы. Однако голосовать дома такие люди, по большей части, отказываются или голосуют неохотно — не в последнюю очередь из-за проблем с оформлением голосования. Депутат согласился также и с тем, что есть смысл позволить голосовать дома пенсионерам, которые достигли 70-летнего возраста — ведь таким пожилым людям уже довольно тяжело добираться до участка и выстаивать в очереди.

Первые шаги навстречу законодательным инициативам по усовершенствованию избирательного законодательства, хотя и не такие, к которым стремились участники круглого стола, уже делаются. Принятый на днях проект бюджета предусматривает выделение средств Центральной избирательной комиссии для создания единого электронного реестра избирателей, куда, наверное, уже будут вноситься отметки о голосовании по местонахождению. На эту систему пока что предусматривается потратить 85 миллионов гривен. Что же касается других положений, которые, по мнению Андрея Дуды, требуют совершенствования, то, кроме обычного расширения правового поля для уязвимых категорий населения, необходимо еще выработать механизмы защиты от злоупотреблений: например, порядок контроля и проверки устных обращений, разработка перечня медицинских учреждений, справки которых являются основанием для отметки о голосовании вне участка, и много других моментов, касающихся не только самого закона о парламентских выборах, но и многих связанных с ним документов. Например, если обязать членов участковой избирательной комиссии проверять, действительно ли человек не передвигается самостоятельно, то им придется проверять десятки сообщений — а большинство членов УИК работают на общественных началах...

Есть и менее денежные, но не менее глобальные проблемы, которые мешают отдавать голоса на выборах. Среди наиболее распространенных проблем во время самого голосования участники круглого стола назвали неприспособленность помещений к голосованию, отсутствие необходимых для инвалидов лифтов или пандусов, недостаточное сотрудничество с общественными организациями, которые хотят и могут предоставить наблюдателей.

Ольга ПОКОТИЛО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ