В последнее время в нашем городе чувствуется острая нехватка мелких монет номиналом в одну и две копейки. В магазинах, столовых и других торговых учреждениях кассиры дают сдачу с округлением до пяти копеек. Вполне понятно, что это округление совсем не в пользу потребителя. Очень похоже на то, что проблема набирает общенациональные масштабы.
Получается, что обычный покупатель одноразово оставляет в торговой точке от одной до четырех копеек собственных денег. Пустяк, можно сказать. Конечно, пустяк. Но копейка, как известно, гривню бережет. То есть, эта копейка должна стоять на страже покупательной способности национальной денежной единицы. — Посмотрим на «пустяк» внимательнее.
В стране, население которой составляет почти полсотни миллионов человек, осуществляются, как минимум, пять миллионов покупок ежедневно. Если каждый из покупателей недополучит только две копейки за покупку, то сумма составит десять миллионов копеек, или сто тысяч гривен за день. А за год покупатели недосчитаются суммы в тридцать шесть с половиной миллионов гривен.
36.500.000 гривен по стране и больше семи гривен по каждому покупателю. И эти миллионы являются минимальной суммой, которая странным образом растворяется в общем денежном обращении.
Вообще интересно, что думает по этому поводу Национальный банк Украины? Неужели опять в стране появляется повод для проявления закона Грешема? Закона, по которому себестоимость мелкой копеечки становится выше, чем ее покупательная способность. Частично эту проблему можно решить, рассчитываясь за покупки кредитной карточкой. Частично — потому, что далеко не все торговые учреждения оборудованы соответствующей аппаратурой. Можем предложить и другой путь: обязать торговые учреждения, кассиры которых не дают сдачу мелкой монетой, отчислять соответствующую долю процента от ежедневного обращения в Фонд копейки, из которого, собственно, и компенсировать производство тех самых копеек. Обратная связь, то есть контроль процесса, должна обеспечивать только местная общественность и ни в коем случае — бюрократическое учреждение наподобие «защиты прав потребителей».
С полной уверенностью можно утверждать, что почти каждый читатель этих строк в обычном магазине с обычными стрелочными весами (электронные у продавцов не пользуются спросом) может сразу заметить, что на весах стрелка показывает около двадцати граммов в пользу продавца. Что означают двадцать грамм? — То, что при покупке продукта ценой в пятьдесят гривен за килограмм, покупатель добровольно отдает продавцу одну гривню; при покупке продукта ценой десять гривен за килограмм — двадцать копеек. Каждый покупатель может самостоятельно подсчитать, сколько денег он отдает просто так, хотя для него эта сумма составит не менее трехсот пятидесяти гривен в год.
Принимая во внимание то, что средняя покупательная способность каждого покупателя будет составлять пятьдесят лет, имеем, что покупатель просто дарит торговой системе более двадцати тысяч гривен в течение жизненной покупательной деятельности. А может, целесообразнее было бы оставить их себе как весомое дополнение к пенсии?
Интересно, есть ли смысл теперь отвечать на вопрос: «Почему абсолютное большинство граждан живет бедно?». — Поэтому и живем так, что отдаем деньги, выбрасываем вещи, которые еще могут пригодиться.
А кто в нашем правительстве призадумывался над тем, почему «сэконд-хэнд» становится настолько популярным? За границей это только налаженная система сбора и дезинфекции вещей. А у нас по такой системе собирают преимущественно металлолом, макулатуру и бутылки.
Вообще интересно, а что думают по этому поводу наши народные депутаты? Возможно, при наличии политической воли при внедрении изложенных предложений мы опять сможем поставить на стражу такую маленькую, но такую важную составляющую всей финансовой системы государства. Однако вспомним тот факт, что банкиры по собственной инициативе ограничили минимальную сумму выдачи наличности в банкоматах пятью гривнями. Две и одну гривню в банкоматах получить просто невозможно. Они хорошо посчитали прибыль, которую можно получить только от временного придерживания наших денег и соответствующего присваивания процентов.
Есть еще один довольно интересный канал денежных поступлений. Правда, он находится за пределами нашей страны — это проблема «отмывания грязных денег» — общеизвестные факты незаконного вывоза крупных сумм денег за пределы нашей страны и судебные процессы, которые велись разными государствами против бывших украинских представителей правительственных должностей. При этом, суды этих государств налагают определенные финансовые наказания на нарушителей закона. Конечно, в пользу своих стран — мол, от ввоза грязных денег на их территорию очень страдает мораль этих государств, которая нуждается в определенной финансовой компенсации. Таким образом, деньги, украденные у украинского народа, фактически «отмываются» западными судебными учреждениями, поскольку об их возврате речь вообще не идет. Что думает наша высшая исполнительная власть по поводу этичности такого поведения? Хотя значительно интереснее было бы узнать мнение мировой общественности.
Каждый часовой должен охранять порученное: копейка — гривню, чиновники — государственные интересы. Однако кто расставит часовых на посты? И действительно, был ли прав известный сатирик, когда писал: «Каждый имеет то, что охраняет»?