В родном Львове «півні» — что-то наподобие музыкальных богов. Их там боготворят, на концерты собирается несколько тысяч поклонников, их песни звучат с локальных радиостанций. В Киеве группа не настолько массово признана, но хорошо известна в культурных кругах. Многие соотечественники знают гитариста «Мертвого півня» Романа Чайку, ведущего проектов «5 канала». А своим колоритом «півні» обязаны харизматичному вокалисту Михаилу Барбаре (Місько). На сцене он ведет себя, как «чортисько»: извивается и дергается, катается по полу и прыгает, одновременно мурлыча, напевает тексты. Свою творческую энергию М. Барбара уже несколько лет выплескивает и в театральных спектаклях, играя главные роли в постановках харьковского театра-студии «Арабески». В то же время Михаил не бросает музыку: восьмой студийный альбом «півні» презентовали весной нынешнего года. В рамках джазового фестиваля «Флюгери Львова» на праздновании 750-летия столицы Галичины группа представила новую программу.
— Михаил, что заставило вас переехать в Харьков, сменить сферу деятельности с музыки на актерство?
— Быть актером — моя давнишняя идея-фикс. Я всегда хотел играть в театре. Однажды позвонила режиссер театра-студии «Арабески» Светлана Олешко и спросила, хочу ли я сыграть в пьесе «Веселого Різдва, Ісусе». Я поехал посмотреть, что это должно быть. В спектакле играю роль царя Ирода. Это спектакль- вертеп. Текст специально для меня написал Сергей Жадан. Премьера «Веселого Різдва, Ісусе» состоялась во Львове. Мы этот спектакль показывали в Киеве и Харькове. Потом решили поставить «Критичні дні».
— Как удается «Мертвому півню» давать концерты, репетировать, когда музыканты группы разбросаны по трем мегаполисам в разных уголках Украины?
— Нас можно назвать сборной музыкантов Украины. Впрочем, дважды не умирают. Бывает, собираемся в Киеве. Это чаще всего потому, что все пути там сходятся, в нашей столице. А последний альбом «Пісні мертвого півня», например, записывали в Харькове.
— Вы задумали фольклорный проект совместно со львовским бардом Виктором Морозовым и харьковским world-music-коллективом «Ойра». Когда будет реализована эта идея?
— Несколько лет назад мы делали с Виктором Морозовым совместный проект «Афродизіяки» и на несколько концертов пригласили «Ойру». Тогда еще это был квартет (сейчас в «Ойре» 5 музыкантов и 3 вокалистки. — Авт. ), исполняющий народную слобожанскую музыку. Нам настолько понравилось, что мы зафиксировали это в рабочей записи. Хочется возобновить наше сотрудничество. В следующем году на «Флюгери Львова» мы подготовим программу. Но это не будет этническая музыка, а что-то вне стиля.
— Как дела с большим осенним туром «Мертвого півня» по городам Украины и Европы в поддержку последнего альбома?
— Вынужден сделать маленький перерыв. Потому что произошла неожиданная театральная история: польско-белорусско-украинский проект, посвященный Чернобылю. Это общая постановка «Арабесок», польского театра «Бюро путешествий» и белорусских актеров. Поэтому продолжение тура «Мертвого півня» переносим на более позднее время.
— Ваше тесное творческое сотрудничество с писателем Юрием Андруховичем длится уже 17 лет. Как вы с ним познакомились и решили писать музыку на его стихи?
— С произведениями Андруховича я познакомился раньше, чем с ним лично. Наша встреча произошла, когда Юрий приехал на львовский фестиваль «Вивих». Это был, по-моему, 1990 год. Роман Чайка и я написали музыку на его тексты. Показали песни Ю. Андруховичу — так и познакомились.
Наш совместный с Андруховичем проект «Листи в Україну» возник сначала как театральный проект «Арабесок». Уже потом появилась идея провести премьеру на праздновании 750-летия Львова. Это музыкальная презентация сборника стихов Ю. Андруховича, написанных в начале 1990-х. В «Арабесках» готовится постановка. Собственно, в нашем театре все спектакли наполнены музыкой. К «Листам» музыку написал композитор Юрко Дудар. К ним как-то хотелось именно такой музыки и такого состава музыкантов (польская группа Pink Froyd).
— А когда будет премьера этого спектакля?
— В следующем году. Мы хотим больше поработать с музыкой, привезти ребят из Польши и украинских участников (Юрка Дударя) и засесть, наверное, в Харькове. Чтобы ничто не отвлекало. И спектакль начнется.
— Вы очень артистично ведете себя на сцене, а каждое выступление — шоу. Свою экспрессивность, импровизации вы переносите с музыкальной сцены на театральную или наоборот?
— Артистизм у меня был еще до «Арабесок». Когда-то лет 10, наверное, назад меня спрашивали «Какие наркотики ты употребляешь?». Я ничего не употребляю, редко даже пиво пью. Я свое экспрессивное поведение на сцене объяснить не могу. Тренинги по сценическому движению, вокалу, речи — мне очень помогли на музыкальной сцене также.