Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Внутренние раздоры подрывают амбиции Меркель

13 октября, 2006 - 18:47

Почти год назад я спросила Ангелу Меркель, счастлива ли она, сознавая, что скоро станет канцлером Германии. Она немного опешила. «Разумеется», — произнесла она после некоторого замешательства. Но улыбка говорила обо всем. Широкая улыбка. В конце концов, она, уроженка Восточной Германии, готовилась стать первой женщиной-канцлером, победив целый ряд амбициозных региональных «князей» в своем Христианско-демократическом союзе, выиграв выборы и разгромив Герхарда Шредера.

Сегодня этот политик, настроение которого можно легко определить по выражению лица, улыбается все реже. Меркель, в основном, отбивает атаки критиков из числа не только социал-демократов, своих партнеров по большой коалиции, но и собственных коллег по партии. Яростные распри уже подорвали ее амбициозную внешнеполитическую программу и план реформ в стране.

Меркель была одним из первых канцлеров, с самого начала сделавших внешнюю политику своим приоритетом. Этого не замечалось за ее предшественником-консерватором Гельмутом Колем или Шредером до тех пор, пока каждый из них не дошел середины своего первого срока. Глав правительств избирают для решения внутриполитических вопросов, а не для ведения внешней политики.

Меркель была не такой. Она стремилась как можно скорее восстановить доверие Соединенных Штатов к Германии, которому нанесло урон ярко выраженное противодействие Шредера войне в Ираке под руководством США. Меркель также хотела возродить роль Германии как двигателя европейской интеграции. Наконец, она намеревалась более активно заниматься правами человека в России и Китае.

Меркель решила, что, разыграв внешнеполитическую карту, она сможет обрести престиж на международной арене, что действительно вскоре произошло, и получить популярность в стране, что ей также удалось — по крайней мере, на первые три месяца. Но теперь, когда ей приходится заниматься реформами в стране и иметь дело с конкурентами в рядах собственной партии, внешнеполитическое досье уже не поможет.

«Похоже, что у Меркель не осталось энергии на внешнюю политику, — говорит Карл-Хайнц Камп, эксперт по вопросам безопасности из консервативного фонда Конрада Аденауэра в Берлине. — Настало время для решения внутриполитических вопросов».

Взять хотя бы НАТО. В феврале в ходе мюнхенской конференции по безопасности Меркель заявила, что Альянс играет ключевую роль в трансатлантических отношениях. Но в Афганистане, несмотря на призывы НАТО к увеличению контингента на юге страны, Германия держит свои войска в провинции Кундуз на относительно безопасном севере.

Решение Меркель об участии немецких войск в миротворческих силах ООН в Ливане также демонстрирует замешательство. Впервые входя на Ближний Восток, Германия отказалась размещать своих военнослужащих в южном Ливане. Они останутся на кораблях в Средиземном море.

Теперь Россия. В прошлом году Меркель получила немалую поддержку электората, заявив, что ее правительство будет вести разговор о нарушении прав человека президентом Путиным и стремиться к уменьшению зависимости Германии от российских энергоносителей. Что касается прав человека, то она свое слово сдержала. Но в дискуссии об энергетике перелома не получилось. У Германии слишком важные деловые интересы в России, чтобы ими рисковать. А коалиция все еще не может договориться о долгосрочной энергетической политике.

По вопросу ядерной программы Ирана Меркель не выработала четкой позиции. В феврале она говорила о необходимости «поставить пределы», но свою идею не развила. С тех пор внешней политикой занимается министерство иностранных дел, а Меркель почти не проявляет стремления к руководству.

Реформы в стране тоже нельзя назвать успешными. Социал- демократы, не упускающие случая подколоть Меркель, говорят, что ее большая проблема заключается в том, что она не управляет ситуацией в собственной партии, и это ведет к нестабильности в коалиции.

Петер Штрук, лидер социал- демократической фракции в Бундестаге, неоднократно критиковал Меркель за ее стиль руководства. Меркель, по его словам, неспособна дисциплинировать собственную партию. Действительно, к числу самых грозных соперников Меркель относятся некоторые из 11 консервативных премьер-министров земель, избранных независимо от нее и имеющих собственную политическую опору.

«В последние несколько недель Меркель пришлось смириться с тем, что привлечь премьер- министров земель на свою сторону ей будет сложно», — заявил Штрук на прошлой неделе. Он обвинил Меркель в том, что из-за противодействия премьеров земель она идет на попятный в деле реформы здравоохранения, которая должна была стать флагманом ее администрации.

Потеряв терпение, Меркель обрушилась на Штрука. В воскресном интервью газете Bild am Sonntag она заявила, что ее Христианско-демократический союз больше не намерен терпеть его нападки. «Мне достаточно непрестанных атак Штрука на премьеров земель от ХДС, — заявила она. — Коалиция может быть эффективной только в том случае, если социал-демократы будут уважать весь союз. Естественно, и социал-демократы могут рассчитывать на такое же уважение со стороны союза».

Этот желчный тон указывает на то, что Штрук коснулся больного вопроса. Уже несколько недель консервативные премьеры земель, в том числе: Роланд Кох из Гессена, Христиан Вульф из Нижней Саксонии и Эдмунд Штойбер из Баварии — при каждом удобном случае критикуют реформу здравоохранения, предложенную Меркель. При этом, каждому из них в 2008 г. предстоят выборы.

«Им нужно следить за тем, чтобы не лишиться избирателей и защищать региональные интересы», — заявил Вольфганг Босбах, заместитель главы христианских демократов.

Разногласия в партии Меркель упростили задачу социал-демократам, которые, собственно, никогда не были в восторге от реформы здравоохранения. «Социал-демократы пытаются столкнуть лбами премьеров земель и федеральное правительство», — говорит Босбах.

Неудача с реформой здравоохранения и противоречия в партии Меркель отразились на общественном мнении. По данным опроса, проведенного центром Forsa на прошлой неделе, лишь 30% считают, что Меркель может навязать свою волю консервативным премьерам земель — в июле так считало 58%.

Впрочем, ни одна из партий не может позволить себе выход из большой коалиции, ни одна не может рассчитывать на победу и формирование правительства совместно с мелкими партиями. Каждая из них должна предъявить электорату некие результаты.

Многое в судьбе Меркель будет зависеть от ее способности восстановить лидерство в партии и коалиции. Возможно, Меркель надеется на то, что подготовка Германии к роли председателя Европейского Союза, которым она станет в январе, даст ей новый старт. «Не надо ее недооценивать», — предупреждает Босбах.

Джуди ДЕМПСИ, The International Herald Tribune, 12 октября 2006 года, перевод ИноСМИ.Ru
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ