Начало осени для больших украинских телеканалов традиционно является точкой отсчета для нового телесезона, и проходит под знаком масштабных презентаций новой сетки вещания. И почти каждый новый телесезон вносит существенные изменения в развитие украинского ТВ вообще. Бывали даже случаи, когда в начале нового сезона телеканалы заказывали социальные опросы, чтобы выяснить, как зритель представляет тот или иной канал. Ведь это именно то время, когда можно делать прогнозы на будущее. К тому же прошлый телесезон (и это также стоит принимать во внимание) отличился, во-первых, кадровыми перестановками, а во-вторых, подписанием знаменитого Меморандума между телекомпаниями и Национальным советом по вопросам телевидения и радиовещания о сотрудничестве, направленном на перестройку национального информационного пространства. Поэтому «День» обратился к топ-менеджерам отечественных каналов с просьбой поделиться своими планами и прогнозами по поводу следующих вопросов:
1. ЧТО БУДЕТ «ФИШКОЙ» ВАШЕГО КАНАЛА В НОВОМ ТЕЛЕСЕЗОНЕ?
2. КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СЛЕДУЕТ ОЖИДАТЬ НА УКРАИНСКОМ ТВ ВООБЩЕ?
Юрий СТЕЦЬ , генеральный продюсер «5 канала»:
1. «Фишкой» канала, не только в новом сезоне, но и в будущем, будет оставаться оперативность и удержание первенства в информационном поле Украины. Со времен оранжевой революции «5 каналу» некоторые «мудрые» люди от медиа прогнозировали обязательное падение рейтингов, уход в никуда и прочее. Следовательно, повторюсь, «фишкой» канала остается верность своей стратегии, то есть самое быстрое и наиболее объективное освещение событий, происходящих в стране и мире.
Мы прожили месяц июль в режиме марафона и очередной раз поняли, что это наша ниша: как можно более полное информирование зрителя. Соответственно, с нового сезона мы будем каждый день работать фактически в режиме марафона. Все эфиры, программы, существующие на «Пятом», и, которые появятся, будут включены в контент дня, они будут разбирать события, анализировать их хронологию, давать аналитическое мнение экспертов и непосредственных участников этих событий. Каждая редакция будет отвечать за свой сегмент контента. Если новостная редакция — это обязательное оперативное освещение. Если редакция спецпроектов — более глубокое аналитическое видение причин, последствий и каких-то возможных для страны выводов на будущее в связи с тем, что произошло. Если редакция «Нового времени» — обязательное ежедневное обсуждение события вместе с гостями в студии. В любом случае, мы будем смотреть в сторону людей, в сторону зрителя. То, что будет интересно им, то, что будет иметь хороший рейтинг — будет оставаться на канале, то, что, соответственно, будет иметь небольшую зрительскую аудиторию — будет постепенно заменяться другими проектами.
По поводу новых проектов, то это около 5—7, которые появятся на «5 канале» в новом сезоне. В первую очередь, хочу выделить два — «Украинская независимость» со Святославом Цеголко и «Особо опасно» с Екатериной Филипенко. Во время этих проектов, я думаю, зритель разберется сам. Единственное, что хочу подчеркнуть — они сделаны в жанре журналистских расследований. Как понятно из самих названий, программа Святослава будет посвящена становлению независимости Украины, тому, как мы шли к ней, как прожили последние 15 лет, программа Кати Филипенко будет рассказывать о возможных опасностях (в том числе, и некоторые криминальные вещи) в нашей повседневной жизни.
Кроме того, на канал возвращается программа «Украинский пьедестал» о выдающихся людях спорта. Она имела хороший рейтинг, но чисто технологически мы не могли ее делать в течение лета. С сентября месяца будем делать обязательно. Будет еще ряд программ, относительно присутствия которых в эфире «Пятого» уже сейчас можно говорить на 99,9% Но пока не будем раскрывать конкретных названий, авторов, потому что еще нет последней точки, подписанных контрактов. Замечу только, что это новые люди, не работавшие на «5 канале».
Также в новом сезоне мы меняем вечер. Мы делаем несколько иное его программирование. Большой информационный блок с 19.00 до 23.00 будет связан с основной темой сегодняшнего дня. Это будет целостный инфовечер, который будет включать большое количество программ, рубрик, ведущих, и будет объединяться одним самым главным месиджем дня.
2. Я думаю, что следует ожидать всплеска возвращения «старых» лиц на телеэкраны. Мне кажется, что появятся программы с теми ведущими, которые достаточно популярны, но сейчас по каким-то причинам или недостаточно удачно себя реализуют, или вообще не работают на телеканалах. Я не буду называть фамилий, но думаю, что именно появление хорошо знакомых зрителю лиц на других телеканалах может быть интересным. Каких-то резких изменений на украинском телевидении не будет — это точно. Очень много происходило в течение этого года: смена менеджмента телеканалов, много событий в Украине. Я думаю, сейчас должен пройти какой-то стабилизационный период, во всяком случае, на ведущих телеканалах, когда будет изучаться зрительская аудитория, в основном для того, чтобы в будущем, возможно, делать какие-то яркие проекты. Это относительно информационно-аналитических программ. Что касается развлекательных — я некомпетентен говорить, но думаю, на «1+1», «Интере», Новом, ICTV обязательно появятся какие-то новые сериалы. Это абсолютно понятно, потому что это то, что позволяет им набрать хорошие рейтинги. Но опять же подчеркиваю, в развлекательном телевидении я не компетентен. Еще хотелось бы, чтобы начиная с нового сезона на украинском телевидении появилось несколько новых ярких лиц. Чтобы это были авторы серьезных мощных аналитических программ. Потому что кадровый кризис и постоянное обращение к одним и тем же ведущим, тех же людей, несколько начинает раздражать зрителя. Думаю, все ведущие продюсеры это понимают и сейчас ищут эти новые лица. Чем больше их появится, тем интереснее будет наше телевидение.
Юрий МОРОЗОВ , генеральный директор телеканала «Студия «1+1»:
1. Главной «фишкой» нашего телесезона будет уникальный формат определенной разновидности «реалити-шоу» — «Танцы со звездами», который мы делаем вместе с компанией «Стар Медиа». Это формат ВВС, который был уже в эфире четырнадцати стран и имел очень высокие рейтинги. Поэтому сейчас мы уточняем окончательный состав участников, идут последние пробы. Мы надеемся, что это действительно будет событие в телевизионной жизни.
В эфире «1+1» уже с июля идет новый сериал «Пять минут до метро». На следующей неделе мы запускаем еще один 100-серийный сериал «Сестры по крови». Также ждем сериал, который будет называться «Петр Блестящий» («Петя Великолепный»). Этот сериал попадет к нам от производителей «Не родись красивой» и будет определенным зеркалом истории о Кате Пушкаревой, но в мужском варианте. Вот три главные сериальные линейки, на которые мы будем опираться в следующем сезоне. И следует отметить, что все сериалы — разные по жанру и тематическому наполнению. Но именно это и интересно. Для нас главное еще и то, что два из них — продукты собственного производства. В этом телесезоне мы опираемся не только на сотрудничество с нашими партнерами из России, но и культивируем производство украинское. Компании «Про-ТБ» и «Стар Медиа» помогают нам в этом.
Кстати, об отечественном производстве — оно касается и кино для «1+1». Например, для новогоднего эфира у нас уже готов фильм «Давай поиграем!». Это одновременно и комедия, и семейная драма наподобие «Один дома». Сценарий — Аллы Сницер по идеи Анастасии Матешко. Фильм снимал дебютант полнометражного кино Александр Итигилов. Кроме этого сейчас в производстве — картина Андрея Дончика «Жажда экстрима», которая, надеюсь, также появится до нового года. Сценарий фильма принадлежит нашему киевскому автору, известному драматургу Анатолию Крыму, пьесу которого мы экранизируем. И еще одна экранизация — нас привлекает популярный украинский бестселлер Юрия Винничука «Девы ночи». Сейчас фильм находится в режиссерской разработке и вскоре состоится кастинг и съемки. Это одна сторона эфира, так сказать художественная. Вторая — у нас кардинально меняются новости. В первую очередь — их дизайн. Также мы рассчитываем на новый контент ТСН. Появится новая ведущая — Наталья Мосейчук. Она — серьезный профессионал, который переходит к нам с «5 канала» не только в качестве ведущей новостей, но и автора собственной программы «Линии судьбы». Мы оставляем линейку авторских программ — «Черным по белому» Анатолия Борсюка, «Без табу» Ольги Герасимьюк. Вячеслав Пиховшек несколько меняет свой «Эпицентр» в сторону пресс-клуба, каким было ток-шоу «Иду на вы». Изменения произойдут и у Анны Безулик в «Я так думаю».
2. Думаю, в первую очередь, будет увеличиваться объем национального продукта, который мы будем производить и для себя, и для продажи в Россию. Это — бесспорно. Только в Киеве четыре компании уже сделали запуск больших сериальных проектов, которые будут демонстрироваться и в Украине, и в России. Продолжение следует...
Виталий ДОКАЛЕНКО , президент Национальной телекомпании Украины:
1. Новый телевизионный сезон — достаточно условное явление на телевизионном рынке. На самом деле, в сентябре уровень зрительской аудитории, вернувшейся из отпускного периода к активной деятельности, разумеется, увеличивается. И, как правило, телеканалы планируют именно на этот период запуск новых проектов, с учетом новых веяний формируют сетку вещания и так далее.
Для Первого Национального «новый телевизионный сезон» — это в последние полгода перманентное состояние, поскольку, потихоньку выбираясь из категории самого порицаемого телеканала, мы постоянно работаем над производством и реализацией своего нового телевизионного продукта. Сегодня в эфире — 13 новых программ, созданных творческим коллективом НТКУ, успешно работает творческое объединение документальных фильмов, привлекают зрительский интерес специальные проекты, такие как «Голодомор», «Чернобыль», «Ночь выбора», и это дает свои положительные результаты — лицо канала постепенно меняется. Наша задача на данном этапе — закрепить позитив и двигаться дальше.
В октябре-ноябре 2006 года, думаю, приятно удивим и порадуем зрителя Первого Национального украинским сериалом. Мы решились на создание ситкома «Родичи», съемки которого сейчас осуществляются на площадках НТКУ. Это первый отечественный телепродукт подобного формата. Режиссер — Игорь Забара, сценарий написан украинскими авторами Артемом Кирсановым и Сергеем Дзюбой, актерский состав также исключительно украинский.
Сюжет несложный — украинская семья выигрывает в лотерею восемь миллионов гривен, и с этого момента их жизнь кардинально меняется. Они узнают о существовании большого количества родственников, влияющих прямо или косвенно на решения, как «разумно» распорядиться деньгами. Получается забавно... Сценарий написан уже для 21 серии, но в целом ситком задуман как 250-серийный. Конечно, непросто было решить все проблемы, связанные с финансированием проекта, но мы вошли в съемочный период, и, надеюсь, сериал «Родичи» не разочарует зрителей Первого Национального.
Еще один проект, о котором хочется сказать особо — это социальный благотворительный проект «Дорога домой», призванный оказать посильную помощь детям, страдающим от лейкемии. Это даже нельзя назвать телевизионным продуктом, это, по большому счету, попытка не просто привлечь внимание граждан Украины к проблеме лечения лейкемии у детей, но и возможность ее решить. Основная цель реализации данного проекта — сбор средств на лечение онкобольных. И хотя страдающие от недуга — дети, их родители нуждаются не только в дорогостоящем медицинском оборудовании, помощи доноров, но и в сочувствии, простой человеческой поддержке. Программы, планируемые в эфире, — это реальная жизнь больных детей и реальная помощь, оказанная им. Кроме того, в проекте предусматривается обсуждение в студии острейших проблем, связанных с лечением детей, больных лейкемией, и оглашение результатов сбора средств и оказанной помощи. Данный проект непростой. Инициаторами выступили «Клуб Успешных Людей» и Международный фонд «Украина-3000». Учитывая социальную важность данного проекта, мы не просто его поддержали, но и стараемся максимально реализовать.
2. Какими будут основные тенденции развития телевизионного рынка в новом сезоне? Прежде всего, многое будет зависеть от стабилизации экономической ситуации в стране, от развития рекламного рынка, на данный момент застывшего в состоянии ожидания.
Однозначно, ярче проявится перераспределение аудитории по возрастной и социальной категориям. Более того, усилится борьба за зрителя, который не являлся телевизионным зрителем, то есть будет предлагаться телепродукт, контент которого привлечет более пытливую и требовательную аудиторию. Наконец, усилится тенденция переформатирования каналов под узконаправленные или специализированные, как, например, в России, где уже существуют каналы «Рыбалка», «Драйв», «Женский канал» и так далее. Конечно, все эти процессы будут происходить постепенно, но уже сейчас можно говорить об их развитии на телерынке Украины.