Несмотря на хрупкое перемирие в Ливане, остается риск расширяющейся войны на Ближнем Востоке. Слишком многие политические лидеры, в том числе президент Джордж В. Буш, премьер-министр Тони Блэр и лидеры радикальных групп на Ближнем Востоке, предпочитают военные решения мирному компромиссу.
Когда Буш представляет Ближний Восток как борьбу добра против зла или террора против свободы, он отбрасывает политику. Когда Израиль безуспешно пытается победить «Хизбаллу», он старается избежать болезненных, но необходимых политических компромиссов по поводу спорной территории.
Проблемы Ближнего Востока в гораздо большей степени являются вопросом политики и культуры, чем борьбы террора против свободы. Часть проблемы заключается в продолжающейся оккупации Израилем Западного берега, а также части южного Ливана. До тех пор пока Израиль не согласится вернуться к границам 1967 года с незначительными изменениями и закончить свой политический контроль над миллионами арабов Западного берега, волнение продолжится.
Другая часть проблемы заключается в наглых манипуляциях Великобритании и США в регионе Персидского залива, чтобы гарантировать свою нефтяную безопасность. Не может быть сомнения в том, что текущая война в Ираке в существенной степени связана с нефтью. На протяжении около 100 лет сначала Британская империя, а затем США манипулировали правительствами Ближнего Востока, организовывали путчи, покупали марионеточные режимы и поддерживали войны с главной целью — контролировать нефтяные потоки в регионе.
Этот подход продолжается, несмотря на его постоянные неудачи. Ключ к нефтяной безопасности — мир, а не военная оккупация и марионеточные режимы. США приветствовали шаха Ирана и получили иранскую революцию. США приветствовали, а позже сбросили Саддама Хусейна, спровоцировав хаос с непреднамеренной пользой для Ирана. США разместили войска в Саудовской Аравии и тем самым помогли создать политическую программу «Аль-Каиды». США подталкивали к выборам в Палестине, а потом возглавили финансовое удушение недавно избранного правительства ХАМАСа.
Эти факторы вместе с очевидными неудачами многих правительств на Ближнем Востоке разжигали волну фундаментализма среди мусульман, американских христиан и некоторых израильских евреев, теперь переросшую в необузданный экстремизм, террор и мессианские представления о борьбе добра против зла. Правда, фундаменталисты повсюду составляют меньшинство, но они провоцируют широко распространенные страх, ненависть и мечты о спасении, вызывая насилие и войну и в то же время ослабляя умеренные силы.
Многие из тех, кто бьет в барабаны войны в Вашингтоне, в том числе явно некоторые в Белом доме, стремятся расширить свою бесконечную военную кампанию в Иран и Сирию. Действительно, ежедневное демонизирование Ирана, Сирии и «Хизбаллы» — то же самое, что и смертельная демонизация Саддама перед войной в Ираке. Военная партия, кажется, старается всколыхнуть американское общественное мнение в поддержку более широкого конфликта. Политические наблюдатели могут также судить, что возросшее чувство опасности и неуверенности перевесит голоса в пользу республиканцев на выборах в Конгресс США в ноябре.
Мы должны отвергнуть логику «мы-против-них», в которой Израиль выступает невинным, а арабы злыми (или наоборот). Каждое государство в регионе должно приветствовать компромисс и взаимное уважение как основу для длительного урегулирования. Израиль не сможет избежать возвращения к границам 1967 года, упражняясь в своей военной мощи; США не смогут гарантировать нефтяную безопасность с помощью продолжительной военной оккупации на Ближнем Востоке; а террористы не смогут разрушить Израиль или силой навязать свои фундаменталистские идеи умеренным обществам.
Это не мечта. Работая по всему миру в качестве экономиста и специалиста по развитию, я пришел к выводу, что огромное большинство людей и политических лидеров всех религий, рас и убеждений готовы сотрудничать для достижения общих целей процветания и благосостояния своих детей. Заявления многих израильтян о том, что нет «никаких партнеров для построения мира», является абсурдным. Соседи Израиля наладят мир на основе справедливых границ и справедливой игры.
Подобным образом заявление о том, что мы приближаемся к неизбежному столкновению цивилизаций, — простое безумие, усугубляемое людьми, думающими самое худшее о других группах, но в действительности не знающих их ни через личный контакт, ни через совместный опыт. Объединяющее нас значительно больше того, что нас разделяет.
Мы не можем полагаться на наших политических лидеров в том, что они сделают то, что необходимо, потому что многие из них — пленники или защитники экстремистских взглядов. Нашим независимым СМИ нужно искать голоса не только тех, кто бьет в барабаны войны, вызывая столько шума, но и лидеров гражданского общества, голоса которых мы не слышим регулярно. Американские газеты должны публиковать не только комментарии американцев, «толкующих» Ближний Восток, но и непосредственно представителей мыслителей с Ближнего Востока. Ученые в Европе, США, Азии и на Ближнем Востоке должны углублять свои контакты и работать вместе. То же самое относится и к художникам, музыкантам, спортивным командам и лидерам сообществ.
Грубый трайбализм теперь угрожает разрушить все, что объединяет нас в нашей общей заботе о наших детях, нашей планете и нашем будущем. Это проблема, которая слишком важна, чтобы оставить ее решение Бушу, Блэру, Махмуду Ахмадинежаду и Эхуду Ольмерту. Мир победит благодаря умеренным голосам по всему миру, требующим положить конец бессмысленному насилию и трагическим иллюзиям тех, кто верит в «заключительную победу» над своими противниками.
Джеффри САКС — профессор экономики и директор Института Земли в Колумбийском университете