Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Утраченные иллюзии

15 лет Независимости: уроки горькие, но необходимые
22 августа, 2006 - 18:46
УКРАИНА. 1991 ГОД. ТОГДА КАЗАЛОСЬ, ЧТО НЕЗАВИСИМОСТЬ САМА ПО СЕБЕ, БЕЗ КОЛОССАЛЬНЫХ УСИЛИЙ КАЖДОГО, ПРИНЕСЕТ СЧАСТЛИВУЮ ЖИЗНЬ...

Поистине большое видится на расстоянии... Эта старая истина поневоле вспоминается, когда стремишься проанализировать последние 15 лет новейшей истории Украины — эпохи нашей заветной и выстраданной Независимости. Несмотря на безумную скорость «сверхзвукового» времени в начале ХХI века (где уж в таких условиях, когда в памяти трудно удержать нередко очень существенные детали политически значимых событий всего только трехлетней или пятилетней давности, достичь взвешенности, мудрости и глубины восприятия — качеств, насущно необходимых для научного анализа?!), несмотря на суету и шумливость амбициозных игроков украинского «политического рынка», попробуем все же, по мере возможности беспристрастно и объективно, осмыслить то, что произошло с нашей Родиной за прошедшие полтора десятилетия. Очевидно, единственный способ выполнить эту сверхсложную задачу, осуществить которую, бесспорно, под силу только коллективному мнению украинской общины, — это решительный, пусть даже очень болезненный, отказ от иллюзий. И, кроме этого, еще ясность мысли, которую справедливо оценил выдающийся немецкий философ Артур Шопенгауер («кто ясно мыслит — ясно высказывается» — вот его слова). А иллюзии, нужно это давно признать, затуманивают разум.

Следовательно, нужно считать нашей задачей своего рода «инвентаризацию» иллюзий. Попутно заметим, что и будущие перспективы нашего государства (кстати, вселяет некоторую надежду то, что чем дальше, тем реже встречаешь относительно него определение «юное», «молодое» и тому подобное!) во многом зависят именно от глубины и неотвратимости преодоления этих иллюзий. Потому что способность украинского народа контролировать власть (а это, напомним, является определяющей составляющей реально работающей демократии) в большой степени определяется адекватным восприятием действительности, без «визуальных миров» и манипуляций.

Следовательно, начнем, по- видимому, с того, что не только иллюзия, а и верх наивности — ожидать от общества и государства достижения внутренне чуждых им (обоим), органически неприсущих им (обоим) целей. И дело не только в том, что 24 августа 1991 года независимость получила не идеальная «Украина мечты», а причудливое псевдогосударственное образование — УССР, с соответствующей элитой, которая тогда (и сейчас!) в значительной своей части способна была мыслить не в категориях национального возрождения и свободы (а, как утверждал незабываемый Станислав Ежи Лец, «свободу нельзя симулировать»!), но по большей части в категориях политико-экономической узкокорпоративной выгоды. Дело еще и в том, что общество было обременено в тот момент огромным комплексом архаических, денационализированных, незрелых представлений (но история дала нам решающий шанс именно тогда, 24 августа 1991 года, и потерять этот шанс было бы преступлением — вот в чем трагическая коллизия).

А разве не иллюзией было и есть верить в то, что народ, который в большинстве своем еще и сейчас не определился окончательно, кем мы, украинцы, являемся, какое конкретное место в наследственной государственно- созидательной цепи нашей истории занимает современная независимая Украина, сможет ли сделать сознательный и рациональный выбор? Достигли ли украинцы согласия по вот какому поистине основополагающему вопросу: каково, собственно, наше наследие; являемся ли мы непосредственными преемниками (и продолжателями?) УССР, только в формальной оболочке независимости, или наша государственность является восстановлением прерванной, но священной исторической традиции, реализацией неотъемлемого, неотчуждаемого права каждого самодостаточного народа на этой Земле? Это — не абстрактное теоретизирование, а «узел» остроактуальных политических проблем!

Нельзя, на взгляд автора этих строк, игнорировать и великое множество (целый комплекс!) «реформистских», или же «свободных рыночных» иллюзий, которые накопились за эти 15 лет. Странно было бы отрицать абсолютную необходимость рыночной трансформации украинской экономики — реалии конкурентного (и глобализированного!) мира давно уже требуют этого. Но давайте признаем наконец откровенно, что и здесь Украина сама лишит себя любой достойной перспективы, если по крайней мере не подвергнет сомнению как минимум некоторые из «неприкасаемых» догматов в социальной и экономической сферах, которые (догматы) требуют, по меньшей мере, критического к себе отношения — потому что иногда являются весьма и весьма далекими от конкретных украинских реалий. Не основная ли из этих аксиом (то есть «священных коров») социального мнения — это тезис о том, что минимизация вмешательства государства в экономику всегда и бесспорно является абсолютным благом для... — а вот тут, читатель, действительно стоит остановиться и спросить себя: а для кого, собственно? Для рядового гражданина, который живет на пенсию или зарплату, или для малого и среднего бизнеса, или наконец, для самых богатых капиталистов? Может, тут необходим дифференцированный подход? Тем более, что в наших реальных условиях еще не остановлен зловещий процесс во всяком случае частичной «приватизации» самого государства. И что интересно: «когда нужно» (а кто это определяет?) то же самое государство очень быстро и жестко вмешивается в экономику. Используя определенный инструментарий, конечно, в интересах тех или иных политико-экономических групп!

Не побуждает ли нас опыт 15 лет независимости отказаться от еще одной иллюзии и признать, несмотря на возражения «рыночных фундаменталистов», что «демократия» и «либерализм» далеко не всегда являются синонимическими понятиями, могут, конечно, совпадать, но вовсе не обязательно? Однако, возможно, еще большей иллюзией было бы верить в то, что можно стать достойным участником беспощадной конкурентной борьбы на мировом экономическом и политическом рынках, не почувствовав себя самодостаточной нацией.

И, наконец, об истории «политического театра» 1991—2006 годов. Здесь встречаем, без преувеличения, множество случаев смены «идеалов», лозунгов, ориентаций, партий и якобы твердо провозглашенных ценностных установок. Цинизм правит бал... Поистине, нашу эпоху можно назвать «эпохой перекрашивания знамен»! (Кстати, снова вспоминается еще один афоризм блистательного Станислава Ежи Леца: «Бывает, что знаменосца относит в другую сторону, чем его знамя»... Кроме того, он же говорил: «Прочны ли лозунги на знамени — это выясняется при стирке»). Помочь тут может здравый смысл народа, который помнит (должен помнить!), что говорил и, главное, что делал тот или иной политик десять, пять, или два года назад; а еще полезно прислушиваться к рекомендации Козьмы Пруткова: «Если на клетке слона видишь надпись: «буйвол» — не верь глазам своим!».

Внимание общества сейчас приковано к текущим коллизиям политической борьбы, актуальным Универсалам (кстати, как характеризует состояние нашего социума тот непостижимый, удивительный факт, что для того, чтобы гарантировать соблюдение норм давно уже действующей Конституции, понадобилось «рождение в муках» отдельного документа, содержание которого, по существу, таково: не будем нарушать Основной Закон?!). Но важна не столько политическая конкретика, сколько осознание того, что до тех пор, пока государство будет оставаться акционерным обществом с нулевой ответственностью, основной (а то и единственной) задачей которого будет решение эгоистических проблем нескольких правящих «семей», имеющих неограниченную власть — до тех пор подавляющее большинство народа будет законно воспринимать такое «государство» как вражескую субстанцию, достойную (несмотря на все лозунги «оранжевых» и «бело-голубых» революций и Реставраций) лишь презрения и пренебрежения. И мы будем снова и снова вспоминать горький и въедливый вопрос Станислава Ежи Леца: «Вот ты пробил лбом стену. Ну и что ты будешь делать в соседней камере?».

Игорь СЮНДЮКОВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ