Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

У России свой путь из рабства

7 августа, 2006 - 19:21

В вашей редакционной статье «Путинская деревня» от 15 июля Россия и ее экономический опыт представлены в свете, весьма далеком от реальности. Россия стремится к установлению демократических принципов и свободных рыночных процедур. Но мы не стремимся — да нам это и незачем — к тому, чтобы устанавливать у себя институты и процедуры государственного управления, принятые в настоящее время в Соединенных Штатах.

В вашей статье не учитывается, что у демократического общества должно быть генетическое ядро. В любой стране мира демократическое общество отражает культуру и историческое наследие народа этой страны, а также существующие условия. Демократическое общество постоянно стремится к поддержанию равновесия между личной и экономической свободой и контролем государства над крайностями и проявлениями субъективной несправедливости, возникающими в том случае, если «стремление к счастью» ничем не ограничивается.

Давайте вспомним, в каком состоянии приняло страну в 2000 году нынешнее российское правительство. Да, 90-е годы были для Российской Федерации временем больших надежд и устремлений, но они были также временем неравенства и экономического хищничества, результатом которого стало масштабное и ничем не оправданное перераспределение материальных благ. Вспомните о том, как хорошо шли дела у американских «баронов-разбойников» в условиях юридического и нормативного вакуума, характерных для XIX века. И надлежащим ответом на это — и тогда в США, и сейчас в России — стало вмешательство государства во имя исправления недостатков демократического общества, то есть экспроприация преступно нажитых богатств и ликвидация «трестов», исказивших принципы экономической свободы и равных возможностей. Чтобы в полной мере заработали достоинства рыночной конкуренции и при этом крайности, могущие их скомпрометировать, оставались под контролем, необходимы диктатура закона и надлежащим образом оформленный нормативно-правовой надзор.

Строительство демократии — тяжелый труд; он требует постоянной переоценки и учета тех или иных внутренних и внешних факторов давления. Мы приветствуем конструктивную критику, но в то же время считаем, что необходимо по достоинству оценить и достигнутый нами прогресс. То, что у вас характеризуется, как «ползучий авторитаризм», на самом деле представляет собой не наступление на принципы некоей уже ранее существовавшей демократической или рыночной экономической модели, а смещение баланса прав и обязанностей, ставшее необходимым в свете господствующего неравенства и нынешних экономических условий. По любым стандартам, Россия добилась выдающихся результатов — как по скорости, так и по масштабу демократического и экономического строительства.

Вы верно указываете на то, что степень диверсификации, к которой мы все стремимся, для российской экономики все еще не характерна. Однако признаков того, что экономика диверсифицируется и расширяется, довольно много. В последние годы выросло число предприятий малого и среднего бизнеса; секторы розничной торговли и услуг за 2005 год выросли, соответственно, на 12 и 10 процентов. Впервые в российской истории в стране существует средний класс, традиционно выступающий катализатором расширения экономических и политических свобод.

В моей компании, «Газпроме», крупнейшей газовой компании страны, 51 процент акций принадлежит российскому государству. Это означает, что остальные 49 процентов принадлежат акционерам со всего мира, и наши акционеры, как и акционеры американских компаний, требуют от нас прозрачности и высоких финансовых показателей. То, что право собственности на ключевые энергетические активы принадлежит государству, отнюдь не говорит о том, что государство имеет какие-то недобрые экономические намерения; не находится это и в противоречии с принципами демократии. Достаточно взглянуть на Мексику, Бразилию, Канаду, Норвегию и многие другие страны, чтобы увидеть, что эта модель укоренилась достаточно глубоко. В конце концов, всего лишь несколько лет тому назад компания British Petroleum также была государственным предприятием.

России на международной арене нужно то же, что и любой ответственной стране — политическая интеграция с международным сообществом и содержательное участие в мировой экономике; также России нужно, чтобы ее уважали как полноправного партнера, имеющего собственные взгляды и интересы. Мы полагаем, что заслужили уважение, которого добиваемся, и в будущем рассчитываем на более сбалансированное отношение к нашим достижениям и трудностям, с которыми нам приходится сталкиваться.

Александр МЕДВЕДЕВ, заместитель председателя правления ОАО «Газпром», Москва

Александр МЕДВЕДЕВ, The Wall Street Journal, США, 7 августа
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ