Владимир ГАЗИН, доцент Каменец-Подольского госуниверситета:
— Еще полтора года назад никто не мог и представить, что сложится соответствующая ситуация в украинском политикуме, что такую конфигурацию приобретут высшие эшелоны власти. Вспоминается, что тогда со стороны «бело-голубых» поступали несмелые предложения относительно подобного распределения обязанностей: Ющенко — Президент, Янукович — премьер. Однако в условиях тогдашней постреволюционной эйфории такие идеи казались абсурдными.
Сегодняшняя же ситуация — вполне логическое следствие политического и экономического развития Украины в течение 2005-го и первой половины 2006-го. «Оранжевые» оказались слишком уязвимыми для критики со стороны политических оппонентов. Реальных достижений новой власти как-то не было замечено. Вместо этого вся страна наблюдала за периодическими кризисами в экономике, за межличностными конфликтами в среде лидеров Майдана, за неспособностью власти довести до завершения даже одно громкое уголовное дело и тому подобное.
На этом фоне постоянно звучали обвинения в элементарном непрофессионализме. Наконец, «оранжевая» команда оказалась неспособной создать коалицию, которая сформировала бы правительство. Поэтому сегодня имеем коалицию, сформировавшую новое правительство, которое анонсируется как правительство профессионалов (почему-то в нем оказался Роман Зварич, которого чаще всего вспоминали, когда говорили о непрофессионализме правительства Юлии Тимошенко). Если бы сегодня жил баснописец Крылов, то он написал бы произведение о Лебеде, Раке и Щуке в новой интерпретации. Слишком разные устремления у недавних оппонентов, то есть нынешних членов коалиции. Слишком различные обещания они давали своему электорату, а их нужно выполнять.
Правительство сразу может оказаться в чрезвычайно сложном положении. Так, чтобы стабилизировать, в первую очередь, экономическую ситуацию, регионалам придется прибегнуть к непопулярным мероприятиям. Для коммунистов же — это дальнейшая потеря своего мятежного электората. Попытки улучшить отношения с Россией за счет уступок то ли политического, то ли экономического характера приведут к конфликту с «нашеукраинцами». В то же время попытки перейти от деклараций к реальным шагам на пути евроинтеграции, что, как предусматривается, будет осуществлять МИД, возглавляемый Борисом Тарасюком, может тормозиться руководством Кабмина.
Без сомнения, следует приветствовать попытки Президента сохранить единство страны. Ведь не очень привлекательная перспектива пути, который прошли США в ХIХ веке (раскол, гражданская война, реконструкция Юга). Позитивно то, что, наконец, завершился период неопределенности и политического кризиса. Настораживает то, что в правительстве снова те же до боли знакомые лица, которые уже обнаружили свою неспособность (или нежелание) работать на национальные интересы Украины еще в эпоху Кучмы. Не может не волновать и то, что у власти оказался большой бизнес, который объективно в первую очередь будет удовлетворять свои интересы. Остается надеяться, что Президент не потеряет контроль над ситуацией в Украине, что новые члены коалиции будут следовать положениям подписанного ими Универсала, что и антиукраинская риторика, звучавшая во время предвыборной кампании, была лишь технологическим приемом, о котором постепенно все забудут. Наконец, надеемся, что на украинскую политику будет оказывать влияние и серьезная политическая сила, которой должна стать БЮТ.
Олесь ДОНИЙ, политолог:
— Вполне очевидно, что на первом этапе будет выжидательная позиция, потому что пока неизвестно, кто в доме старший: Виктор Ющенко или Виктор Янукович. Первый период пойдет на ожидание, кто возьмет верх. Скорее всего будут трения между президентской частью министров и премьерской.
Еще один аспект: Партия регионов не использовала шанс создать свое правительство из молодых профессионалов. Показать, что у них есть команда способных и, что очень важно, незаангажированных в предыдущих конфликтах молодых менеджеров. То что они позвали людей, которые раньше были в команде Кучмы свидетельствует о комплексе неполноценности у донецкой команды. Они не доверяют своим кадрам. То есть они готовы ориентироваться или на московские, или на кучмовские кадры. Они готовы работать с кадрами Ющенко, а не растить свои. Они им не доверяют. А это означает, что в самой Партии регионов будет более глубокий конфликт, но отдаленный во времени.
Что касается разнообразных проблем, связанных с Россией, газом, НАТО, то они никак не будут решаться. Сейчас важно уменьшить информационное напряжение, а это будет содействовать евроинтеграционным направлениям Украины. Чем меньше шума, тем быстрее Украина продвигается в Европу.
Нужно понимать, что в отличие от общества украинские элиты настроены более пронатовски, более проевропейски. Общество намного более неоднородно и радикально, определенная часть в обществе настроена антиевропейски. Таким образом, то, что некоторые вопросы спрятали в ящик, пойдет на пользу евроинтеграции.
Относительно России — то здесь не все так однозначно. Очевидно, Россия захочет продемонстрировать определенные позитивные шаги относительно правительства Януковича. Но на самом деле у них возможность для маневра не так велика. Одно дело — ликвидировать мясо-молочную войну, а другое — уменьшить цену на энергоносители, что фактически невозможно. А значит, правительству Януковича будет нелегче чем правительству Еханурова.
Петр ВОЛЬВАЧ, председатель Крымского филиала Научного общества им. Т. Шевченко, академик Украинской экологической академии наук:
— В общем создание такого нового правительства — это событие достаточно уникальна для украинской политики, которую трудно оценить однозначно, поскольку в нем объединились диаметрально противоположные силы. В самом принципе его формирования уже заложена конфликтность. Хотя плюс этих решений уже в том, что на определенный период снижена конфликтогенность существовавшей в стране ситуации, что политика на определенное время стала более утилитарной. Но именно на определенный период, и это, очевидно, вся польза, которую способно принести это решение. Очень сомнительно, что «бело-синие» и «оранжевые» смогут плодотворно сотрудничать, поэтому весь вопрос в том, будут ли они уравновешивать друг друга, и здесь ответ однозначно негативен: в новом правительстве в несколько раз преобладают представители ортодоксального авторитарно-административного стиля правления, от чего Украина уже определенным образом отвыкла и тем самым имела возможность оценить эффективность демократии — показательное «невмешательство» предыдущего правительства в экономику принесло больший рост, чем ручное управление экономикой предыдущих правительств. Особенно настораживает то, что фактически все должности заместителей председателя правительства отданы одной политической силе, а это значит, что именно она будет контролировать все направления развития. Поэтому в экономике необходимо ждать определенных осложнений, возможно новых кризисов, популистских, а не профессиональных методов управления, которые могут привести к росту инфляции и другим негативным процессам. Вместе с этим цены не перестанут расти, поэтому основные ресурсы будут направлены в производственную сферу, а значит, продлится стагнация гуманитарной сферы, которую снова будут обеспечивать по избыточному принципу. Конечно, новое правительство попытается «договориться с Россией», за что должно будет заплатить частью государственнических идей, и хотя это не принесет экономической выгоды, но приведет к регрессивным тенденциям в общественном развитии. И здесь возникает вопрос: способно ли новое правительство обеспечить низкие цены на газ и на другие энергоносители? Это будет лакмусовой бумагой его не столько профессиональности, сколько дееспособности. Если способно — то это даст возможность нашей экономике просто лучше подготовиться к мировым ценам, хотя и просто оттянет период внедрения прогрессивных энергоэкономичных технологий. А если через несколько месяцев правительство начнет объяснять, что вернуться к низким ценам невозможно ни при каких условиях, то тогда возникает вопрос: а для чего же и на каком основании они критиковали правительство Еханурова?
С другой стороны, если уже было договорено о том, что Партия регионов берет экономический блок, то при такой ситуации гуманитарную сферу надо было отдать представителям «Нашей Украины» и оппозиции. Меня беспокоит эта ситуация еще и потому, что гуманитарная сфера отдана в руки человеку, который был индифферентным к украинской идее. Еще до сих пор наше общество не получило ответ на скандал об ограблении музеев, на другие проблемные вопросы прошлых времен, что принесло Украине много моральных убытков. Поэтому сегодня фактически неизвестно, в каком направлении будут развиваться образование, культура, туризм, наука, языковая сфера.
Я думаю, что шаг Президента, предложившего будущей коалиции подписать Универсал национального единства, — это достаточно сильное решение, но оно нивелируется тем фактом, что универсал, во-первых, не является юридическим документом, а поэтому следовало ему или придать юридическую силу, утвердив текст как закон на сессии Верховной Рады или хотя бы ввести в состав коалиционного соглашения. Во-вторых, при таком условии в него следовало занести еще один пункт о том, что стороны добровольно обязываются выполнять все его статьи, а в случаи нарушения их Президенту предоставляется право принимать соответствующие решения — например, издавать указы об отмене решений, не отвечающих курсу Универсала, и о досрочной отставке правительства, нарушившего его статьи. А так универсал ничем практически не защищен. И, как это происходило уже много раз, вероятнее всего, скоро будет нарушен.
Виталий БАЛА, директор Агентства моделирования ситуаций:
— Думаю, премьерство Виктора Януковича не будет безоблачным. Дело в том, что для успешного проведения намеченной политики Виктору Януковичу необходимо, чтобы ему никто не ставил палки в колеса. Но мы прекрасно понимаем, что такого не будет. И премьера, и его министров будут «подставлять» постоянно.
Поэтому ситуация может разрешиться, на мой взгляд, только двумя путями. Первый путь — это своеобразная общественная ротация министров по квоте «Нашей Украины». То есть представители большинства, министры от Партии регионов, будут создавать ситуации, свидетельствующие о несоответствии министров-нашеукраинцев своим должностям. Возможно, что им будут изначально ставиться задачи, с которыми будет трудно справиться. С другой стороны, как я уже сказал, палки в колеса будут ставиться самому премьеру и его команде в правительстве. В результате, ситуация достигнет такого апогея, что правительству будет трудно не только двигаться вперед, но и просто справляться со своими обязанностями. И тогда наступит момент, когда оно просто вынуждено будет уйти в отставку. На мой взгляд, это произойдет через год-полтора. Поэтому больших перспектив у этого правительства нет изначально. И связано это как с объективными экономическими проблемами, так и с политической ситуацией вокруг этого правительства.
Дело в том, что борьба за политическое влияние между Виктором Януковичем и Президентом, результатом которой стал компромисс в виде этого правительства, фактически не прекратилась. И кто-то из них должен победить в этой борьбе. И шансы на победу у премьера Януковича, на мой взгляд, не очень велики. Хотя бы потому, что у него есть такой «хороший» союзник, как Александр Мороз, который будет использовать это противостояние для собственного выигрыша. Пытаясь постоянно маневрировать между двумя игроками, он будет стремиться к тому, чтобы ни одно решение не проходило без его участия. В конце концов, в результате этих игр проиграют все.
Кроме того, экономическая ситуация в энергетике также добавит своих сложностей. Да, Россия, конечно, сделала подарок Украине, заявив о том, что не будет повышать цены на газ. Но и понижать их она не собирается. России, с точки зрения ее интересов, не нужны здесь, ни сильный Президент, ни сильный премьер. Поэтому у нее нет особых причин подыгрывать Януковичу. Скорее всего, Россия будет играть в свою игру, сталкивая Президента с премьером, ослабляя тем самым и одного, и второго.
Владимир МАЛИНКОВИЧ, директор украинского отделения Международного института гуманитарно-политических исследований:
— Слава Богу, людей (с моей точки зрения), которые будут работать, получая указания с Банковой, в правительстве немного. Во всяком случае, меньше чем ожидалось. Предполагалось, что в правительстве будет баланс, как об этом говорил Зварич, т.е. половина будет работать на Президента, а половина — на премьера. И такая ситуация, конечно, очень опасна, поскольку такое правительство может быть взорвано противоречиями изнутри. Двоевластие внутри одной структуры исполнительной власти меня очень пугает. Надеюсь, его удастся избежать.
Думаю, что будут проблемы с Тарасюком и Зваричем, но в целом команда будет работать, как единая. Эта команда будет ориентирована на экспортную, технологически более развитую часть нашей экономики, которая должна вносить максимум в наш бюджет. Не случайно министром экономики назначен Владимир Макуха, человек, отвечающий за научно-техническое сотрудничество в министерстве иностранных дел. Жаль, конечно, что там нет Яценюка (насколько я знаю, его Президент забрал к себе), он был бы очень хорошим министром экономики.
Надеюсь, что удастся договориться с Россией об умеренных ценах на энергоносители. Бойко в этом плане очень удачный министр. Сейчас важно подписать протокол межправительственного соглашения по поставкам и транзиту газа между Украиной и Россией. Если он будет подписан, мы можем не опасаться кризиса наподобие того, который был в прошлом году.
Важно, чтобы Тарасюк вел себя умеренно: не надо нас притягивать к России, но и мешать нашим экономическим отношениям тоже не стоит. Надеюсь, что в первые периоды он так и будет себя вести.
Я очень доволен, что Табачник возглавляет гуманитарный отдел. Это значит, что будет сбалансированная политика по отношению к украиноязычному и русскоязычному населению страны. Так что в целом, я считаю, правительство сможет работать на протяжении нескольких лет довольно эффективно.
Дмитрий ТКАЧЕНКО, политолог (г. Донецк):
— Лично для меня этот список новоназначенных министров и вице-премьеров подтвердил факт рождения неокучмизма и тактическую победу оранжевой контрреволюции. Едва ли не большинство людей, представленных там, — люди старой системы, работавшие еще во времена Леонида Даниловича и уже тогда разрабатывавшие теневые схемы. Это тревожный сигнал, на мой взгляд.
Более того, очень настораживает попадание в правительство такой одиозной персоны, как Василий Джарты. Присутствие таких людей в правительстве — это знак того, что в скором времени будут возрождены старые схемы по отмыванию НДС, лоббирование интересов конкретных финансово-политических групп в рамках работы СЭЗов и ТПРов, и все это будет работать уже на более высоком уровне, более «качественно» будет интегрировано в жизнь Украины. Ярким примером таких стремлений являются попытки «искусственной» девальвации национальной валюты в угоду определенным ФПГ Украины. Новое правительство снова начнет демонстрировать приоритет интересов большого бизнеса над реальными интересами целой системы. Это будет снова откат к кучмизму.
Что же касается назначения таких людей, как, например, Зварич, Павленко, то очевидно, что «Нашей Украине» в этом правительстве отдали непринципиальные позиции, ключевые же посты заняли регионалы. Это свидетельствует о том, кто является «кукловодом» в этой ситуации.
Именно поэтому в ближайшем будущем очень важной станет функция оппозиции, ядром которой будет Блок Юлии Тимошенко. Без компетентной оппозиции сдержать новое правительство будет практически невозможно. Всякая власть имеет свойство газа — заполнять собой все пространство. И мы должны выстроить систему заграждений в форме сильной политической оппозиции, независимых СМИ, негосударственных организаций.
В целом же, на мой взгляд, новое правительство похоже на такого своеобразного мутанта, «генномодифицированную субстанцию»: вроде бы ничего, есть можно, но вот какие будут последствия?
Впрочем, в сложившейся ситуации есть и ряд положительных сторон. Например, позитив будет, прежде всего, для Партии регионов: некоторые ее представители увидят, что значит работать на всеукраинском уровне. По сути, регионалы попросту переживут революцию сознания, и это пойдет им на пользу.
Иван БУЛЕЕВ, доктор экономических наук, заместитель директора Института экономики промышленности (г. Донецк):
— Новое правительство представляет большой капитал. А большому капиталу нужны покой и стабильность. Думаю, все факторы, в том числе и налаживание отношений с Россией, и внимание проблеме энергообеспечения страны будут влиять так, что правительство будет работать долго. Например, сегодня на 30% падают цены на закупку мяса, а перерабатывающие предприятия никак не собираются на это реагировать. Поэтому государство должно как-то влиять на такие процессы за счет экономических рычагов. Не просто регулировать цены — как установим, так и будет, — но и влиять за счет различных интервенций на рынок льгот и тому подобное. Я считаю, что пришли профессионалы, которые могут решать эти проблемы. И жду от нового правительства позитивных результатов.
Виктор ХМИЛЕВСКИЙ, президент Союза арендаторов и предпринимателей Украины, заслуженный экономист Украины:
— События последнего периода вынуждают политические силы пересмотреть свои позиции, стратегию и тактику их поведения. В политическом единоборстве не может быть четких, договорных отношений без учета мнения электората. Ведь так или иначе решение от всего общества будут принимать лидеры политических сил. Только при таком единстве конечная цель может быть приемлемой для общества в целом. Поэтому назначение премьером-министром Виктора Януковича — лидера политической силы с существенным потенциалом, но и с огромным сопротивлением части украинского населения — потребует принципиально новых подходов к формированию общественных отношений в стране. Исходя из действий и Партии регионов, и Виктора Федоровича, и его команды за последнее время, можно сделать предположение, что эта политическая сила стала на путь примирения. Хотелось бы, чтобы это сохранилось, когда власть уже в их руках. Ведь именно поддержкой демократических ценностей, синхронизированных с возможностями командного капитала и интересами как участников команды, так и, безусловно, электората, который его поддерживал, и возможно достижение больших политических целей. Сейчас уже чувствуется переориентация Януковича и его команды на взаимодействие и с электоратом других политических сил. В конечном счете, это может быть определяющим в политике правительства Януковича. И Виктор Янукович, и Николай Азаров, и Евгений Кушнарев, как ключевые представители политической команды, понимают, что вскоре новые выборы. И можно не сомневаться, что команда Януковича будет стремиться завладеть ключевыми политическими позициями в управлении государством: Президент — спикер — премьер-министр. А для этого необходимо завоевывать симпатии доминирующей части рядовых украинцев. Наивысшей же оценкой нового правительства может быть только действительное объединение Украины. И это возможно только на основании роста жизненного уровня, чего достичь не удастся без активизации экономики, экономической свободы украинского малого и среднего бизнеса, являющейся основой обогащения страны, особенно в ее переходный период. Поэтому и следует ждать от правительства Януковича использования позитивного опыта, партнерских отношений с украинским бизнесом, активного взаимодействия с профсоюзами периода предыдущего премьерства.
Есть возможность наблюдать за действиями власти, начиная с правительств Масола, Фокина и так далее. Каждый премьер в любых обстоятельствах делал какой-то свой вклад в развитие Украины. Например, в начале рыночных отношений чувствовалась ее слабость даже в битом паркете Кабмина. Однако с приходом Евгения Марчука усилились государственный менеджмент, дисциплина и тому подобное. Виктор Ющенко отошел от административного режима управления. В правительстве Януковича некоторую цивилизованность получил социальный диалог. Но главная задача любого правительства — не мешать. Потому что получается так, что государство — самый большой рэкетир украинского бизнеса. Поэтому хочется надеяться, что наконец украинское правительство прекратит голословное декларирование намерений, а применит конструктивные практики, направленные на обогащение рядового украинца как основу обогащения всего государства.
Игорь БАЛИНСКИЙ, политолог, преподаватель Львовского национального университета им. И.Франко:
— В первую очередь, я хотел бы отметить, что сформированная правительственная коалиция стала очень специфическим политическим компромиссом. Партия регионов, согласно своей предвыборной риторике, получила возможность влиять и менять существующую экономическую ситуацию, получив в новом правительстве экономические и энергетические блоки. Этот выбор свидетельствует, что донецкие готовы взять на себя роль своеобразных спасателей Украины. С другой стороны, квота Президента Украины Виктора Ющенко и «Нашей Украины» (речь идет о силовиках) свидетельствует, о том, что присутствует чрезвычайно высокий уровень недоверия к партнерам по коалиции. Присутствие в «квоте» Президента такого количества силовиков дает основания говорить и о том, что Ющенко формально отстранился от влияния на социально-экономическую ситуацию в государстве, а оставленные «Нашей Украине» социальные министерства свидетельствуют и о дальнейшем желании Президента находиться в удобном для себя поле социального популизма.
Сегодня от новообразованного правительства можно ждать стабилизации властной вертикали, упрочения исполнительной дисциплины чиновников, жесткого контроля со стороны, правительства за экономическими и бизнесовыми процессами, попытку наладить отношения с Россией до уровня, во всяком случае, взаимопонятных правил игры. Но это не означает возвращения со стороны России энергетических преференций для Украины. С другой стороны, мы можем ожидать от нового правительства социальной риторики и попыток задекларировать свою своеобразную европейскость как важную составляющую легитимизации фигуры Януковича на Западе. От новообразованного правительства трудно ждать кардинальных реформ, в то же время ожидание относительно стабилизации ситуации и ее частичная стабилизация является сегодня несомненным плюсом этого правительства. С другой стороны идеологическая искусственность правительственной команды, недоверие партнеров по коалиции могут повлечь за собой ряд кризисов, которые поставят под сомнение такого типа правительственный проект. Несмотря на это попробую предположить, что в условиях возможных конфликтов шансы выйти из них победителями собственно у Партии регионов существенно выше, чем у «Нашей Украины». Причины очень просты: на протяжении последних двух лет именно Пария регионов смогла наиболее эффективно адаптироваться к новым политическим условиям, консолидировать собственные человеческие и материальные ресурсы, научилась действовать очень системно. Поэтому не исключено, что правительственные кризисы могут переформировать правительственную коалицию, но ее основой и далее останутся Регионы.
Что касается опасений представителей Западных областей Украины относительно возможных игнорирований со стороны правительства или нарочной блокировки региональных инициатив, то они сегодня безосновательны. Партия регионов готова всячески демонстрировать, что именно она является консолидирующей политической силой. В этом разрезе разговоры об ущемлении Западной Украины во всяком случае не то что не логичны, но и политически не мотивированы. Другой вопрос, что ждать каких-то преференций от нового правительства западно- украинским областям не приходится. Фактически будет ситуация сохранения такого статус-кво: правительство будет по отношению к Западной Украине традиционно комлиментарным, и западно-украинские политики и чиновники будут вынуждены с этим работать. Все остальное — только риторика для избирателей.
Лариса БУРЛУЦКАЯ, генеральный директор ОАО «Славянский завод высоковольтных изоляторов»:
— Новый Кабинет Министров Виктора Януковича сформирован из профессионалов, способных вывести Украину из кризиса, обеспечить стабильность экономики, производства, решение социальных вопросов.
Уверена, что новое правительство сумеет вычленить стратегические, наиболее важные вопросы и обеспечить развитие страны. В первую очередь, будут решены вопросы обеспечения энергоресурсами, возобновления и укрепления промышленных связей, поступления инвестиций.
Известно, что экономика Донецкого региона традиционно ориентирована на страны СНГ, в первую очередь, на Россию. Установившиеся взаимоотношения за последние полтора года серьезно нарушены, что мы остро ощущаем на примере нашего предприятия — ОАО «Славянский завод высоковольтных изоляторов». Несомненно, работе коалиционного правительства будут сопутствовать серьезные трудности, так как оно создано из представителей разных политических сил. Есть силы, относящиеся к новому Кабинету Министров недоброжелательно. Но, несмотря на все это, учитывая, что мы знаем Виктора Федоровича Януковича по работе в качестве губернатора Донецкой области, позднее как руководителя правительства, его деловые качества, умение сплотить команду и организовать ее работу, не сомневаюсь в конечных положительных результатах. Уверена, что правительство Виктора Януковича пришло всерьез и надолго.
Владимир СПИВАКОВСКИЙ, бизнесмен, ученый, писатель:
— Я постараюсь, как всегда, сломать стереотип и начать от противного, а именно: чего я не ожидаю от этого правительства. Потому что оно не всесильно, слегка консервативно, не слаженно, не очень современно. Иногда складывается впечатление, что эти люди редко бывают за границей. С другой стороны, у него есть мощь, прошлый опыт, склонность к дисциплине, системность, налаженные связи и много средств.
Я не ожидаю от этого правительства, что национальный доход будет ежегодно увеличиваться: $40 — 50 — 60 —... млрд.
Я не ожидаю от этого правительства, что оно наберется мужества и сконцентрируется на действительно приоритетных национальных проектах, скажем с ценой вопроса от $2 — 3 млрд. каждый. Оно, скорее всего, распылит свою работу по мелочам.
Я не ожидаю от этого правительства, что оно обеспечит средний доход хотя бы $200 — 300 на одного члена семьи.
Я не ожидаю от этого правительства, что оно претворит в жизнь реформы: налоговую, судебную, военную, пенсионную, образовательную, регуляторную и другие, постоянно обсуждаемые в обществе. Что оно догадается внедрять эти реформы пилотным способом, расписав во времени и пространстве по отраслям и регионам. Тогда можно было бы успеть исправить ошибки, не допустив злоупотреблений и катастрофических последствий.
Я не ожидаю от этого правительства, что оно введет медицинское страхование хотя бы для начала на 20 — 30%.
Я не ожидаю, что в результате его деятельности будет построено хотя бы 30 — 40 новых гостиниц всемирных сетей в наших городах.
Я не ожидаю, что в результате его деятельности будут построены на Южном берегу Крыма хотя бы 50 — 60 отелей, как в Турции или Египте.
Я не ожидаю от этого правительства, что в результате его деятельности будут построены для благодарных сограждан хотя бы 2 — 3 тысячи километров хороших дорог и 100 — 200 развязок, особенно в наших крупных городах, как это сделано в Шанхае, в том числе платных отрезков дорог, как в Гонконге и Сингапуре.
Я не ожидаю от этого правительства, что оно найдет способы убедить людей экономить электроэнергию, газ, воду и поддерживать чистоту в подъездах, как это происходит в Германии.
Я не ожидаю от этого правительства, что оно поспособствует строительству 5 — 10 современных терминалов в аэропортах.
Я не ожидаю от этого правительства, что оно даст импульс строительству 200 — 300 небоскребов в Киеве, Донецке и других городах, преодолев надуманные проблемы с архитекторами, пожарниками, населением и землеотводами. Иначе мы обречены на вечную провинциальность и безработицу миллионов рабочих и строителей.
Я не ожидаю от этого правительства, что оно будет способствовать расширению частного образования, доведя его до 15 — 20% хотя бы, с целью уменьшения нагрузки на бюджет.
Я не ожидаю от этого правительства, что оно займется позитивным пиаром страны для восстановления ее репутации и имиджа.
Я не ожидаю от этого правительства, что оно привлечет $10 — 20 млрд. иностранных и внутренних инвестиций.
Я не ожидаю от этого правительства, что оно будет способствовать интенсивному развитию малого и среднего бизнеса, доведя его долю до 40 — 50%.
Я не ожидаю от этого правительства, что оно сможет гарантировать права собственности.
Я не ожидаю от этого правительства, что оно найдет в себе силы ограничить вмешательство государственных органов в предпринимательскую деятельность.
Я не ожидаю от этого правительства, что оно, не опасаясь критики, проведет амнистию капиталов. Хотя бы разовую. Впрочем, в Италии, например, она превратилась в систему, и от этого страна только богатеет.
Я не ожидаю от этого правительства, что оно для установления баланса интересов поступит с бизнесом взвешенно. Если правительство поставит перед бизнесом задачу: полностью легализировать выплаты зарплат (это кнут), то желательно облегчить налоговый пресс (пряник).
Я не ожидаю от этого правительства, что оно обеспокоится новым пополнением качественных кадров (настоящих специалистов) в экономику. В настоящее время преподаватели экономики в вузах (их примерно 40000) в руках не держали ни одной акции. Большинство выпускников экономических вузов не знают разницы между прибылью и доходом, никогда не пробовали составлять бизнес- план. В Украине сейчас пустует (вакантно!) 10000 высокооплачиваемых рабочих мест с зарплатой от 1000 евро в месяц. Их некому занять. Мы не готовим высокоэффективных собственников.
Я не ожидаю от этого правительства, что оно предложит обществу идею или мораль — и чтоб над этим не смеялись.
Я не ожидаю от этого правительства, что при нем можно будет свободно писать в газетах, интернете и показывать по ТВ что угодно (и что неугодно).
Я не ожидаю от этого правительства, что оно выдвинет десять ведущих национальных брэндов, претендующих на значительный (для Украины) сегмент мирового рынка. Этого требует мировое разделение труда. Особенно при вступлении в ВТО, чтобы катализировать национальные брэнды и сделать, наконец, прорыв. Бразилия лелеет свои брэнды (кофе, Амазонка, футболисты), Мексика — свои (текила, сомбреро и гамак). Даже Словакия, не имея своих сильных национальных брэндов, решила заимствовать чужие, провозгласив, что теперь она — европейский Детройт (по изготовлению автомобилей) и европейский Гонконг (как глобальный транспортный узел). И сработало.
Я не ожидаю от этого правительства, что оно допустит у нас строительство иностранных автомобильных заводов по лицензиям, как в Бразилии или Китае.
Я не ожидаю от этого правительства, что оно проведет эффективную и системную реструктуризацию газовой отрасли.
Я не ожидаю от этого правительства, что оно хоть как-то сдвинет с мертвой точки жилищное строительство и жилищное хозяйство.
И, наконец, я не ожидаю от этого правительства, что оно скажет, как Блохин, «мы выведем страну «из группы» с первого места» в мировой чемпионат по экономике. И так же, как Блохин, сдержит свое слово.
И тогда, слава Богу, будут не нужны никакие «меморандумы» и «универсалы».