Торг, по существу, является своеобразной игрой: с одной стороны — деньги, а с другой — товар. А в каждой игре есть свои правила, и если их придерживаться, победа достается при минимальных расходах, а в выигрыше остаются оба игрока. Так знаете ли вы правила торга?
ДЛЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ
Никогда не спешите «выбрасывать деньги на ветер». Как бы вам ни хотелось приобрести именно это и именно сейчас, сдержите себя. Возможно, уже в соседнем торговому ряду вы найдете идентичную вещь, но гривен на 15—20 дешевле. Тщательно проверяйте качество товаров. Все ли пуговицы на месте, нет ли пятен, дырок, зацепок, все ли швы обработаны? Ведь на рынке товар не обменивают. Не поленитесь примерить обновку и рассмотреть, как она на вас «сидит», даже если вам зеркалом будет миниатюрная пудреница. А лучше — возьмите с собой независимого и объективного оценщика, с которым у вас совпадают вкусы. И не очень доверяйте продавцам и фирменным этикеткам. Первые любой ценой хотят продать товар, вторые — можно с легкостью подделать.
Не требуйте от продавца уступок — лучше просто попросите. Обычно они могут согласиться на незначительную скидку — 1—5% от полной стоимости. Это зависит от качества, давности и модности товара. Но из этого правила существуют исключения. Следовательно, не настаивайте, чтобы не нарваться на грубость.
Если вы не из тех, кто держит руку на пульсе моды, покупайте вещи не в сезон. Шубу — летом, а купальник — зимой. Небольшой выбор оправдывают невысокие цены. Следите за своими вещами. На рынке воруют не только товары, которые плохо лежат, но и кошельки, которые плохо держат.
ДЛЯ ПРОДАВЦОВ
Улыбайтесь. Приветливость и учтивость — ваши основные козыри. Ведь покупателям важно не только то, что они покупают, но и у кого... Лучше всего иметь круг постоянных клиентов, которые вам доверяют, советует канал «Тонис». Будьте честными. Никогда не называйте сомнительную подделку товаром высшего сорта и не работайте по принципу «чтобы скорее кому-то спихнуть». Черные пятна на репутации не выведет ни одно моющее средство. В сложных ситуациях, когда покупатель колеблется, лучше ограничиться фразой: «Решайте сами — вам же носить». В таком случае ваша совесть будет оставаться чистой. Если же вы не хотите отпускать покупателя с пустыми руками, предложите приемлемую для вас скидку — обычно это срабатывает безотказно.
Не делайте из цены слона. Далеко не все считают, что количество цифр на ценнике — показатель высокого качества. Особенно если товар и на самом деле того не стоит. Тише едешь — дальше будешь. Знайте, что вы продаете. Никто не будет покупать «кота в мешке», поэтому вы должны быть готовыми ответить на множество вопросов наподобие: «А что это? А из чего это? Кто производитель? А ткань мнется? А гладить можно? А как это стирать?» Не будьте слишком навязчивыми — это раздражает. Чем активнее вы хвалите свой товар, тем меньше желание его купить. И никогда не обижайте своих конкурентов. Антиреклама имеет и обратный эффект.