Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

От «Белки» не осталось и следа

1 августа, 2006 - 19:48

Украинские конструкторы ракеты-носителя «Днепр», которая 27 июля упала на землю после запуска с космодрома Байконур («День», №124), считают, что не следует преувеличивать экологическое последствие этой аварии. «Там, в Казахстане, — сказал в беседе с корреспондентом «Дня» пресс-секретарь днепропетровского ГКБ «Южное» Юрий Мошненко, — на сотни километров пустынная и безлюдная степь. В свое время такое место для космодрома выбирали специально, учитывая и возможность аварий, которые случались и случаются не только у нас, но и у американцев, французов, китайцев — всех, кто всерьез занимается ракетами и их запусками в космос».

По сообщениям информагентств, падение ракеты-носителя произошло в 120 километрах от места старта. В результате взрыва в земле образовалась воронка 3 метра глубиной и 300 метров в диаметре. Казахстанские экологи утверждают, что химическое заражение местности компонентами ядовитого ракетного топлива в 1000 раз превышает предельно допустимые нормы. В то же время пресс-секретарь ГКБ «Южное» говорит, что при падении ракеты произошел мощный взрыв и пожар, в результате которых ядовитое ракетное топливо — гептил — соединилось с окислителем — амилом — и практически полностью сгорело. «Двигатели, — поясняет Ю. Мошненко, — остановились на 86 секунде полета, когда в баках первой ступени горючего оставалось на 10-15 секунд. При падении на землю взорвались баки второй и третьей ступени, где было примерно по 20 тонн топлива». «Если говорить о заражении местности, — замечает он, — то речь идет не о самом горючем, а скорее о продуктах его сгорания». По словам Ю. Мошненко, днепропетровские специалисты, осматривавшие место взрыва ракеты и искавшие ее обломки, как и остатки 18 спутников, находившихся на ее борту, «пока ничего существенного не нашли». «Вскоре, сказал пресс-секретарь, они вернутся в Днепропетровск, и на основе данных телеметрии можно будет сказать что-то конкретное о причинах аварии.

Падение ракеты-носителя «Днепр» стало досадной неожиданностью как для украинских, так и для российских ракетчиков. Тем более, что на ее борту был первый белорусский спутник «Белка», за запуском которого на Байконуре лично наблюдал Президент А. Лукашенко. До сих пор использование конверсионной ракеты-носителя «Днепр» считалось одним из наиболее удачных совместных украинско-российских проектов. Этот космический носитель был создан на основе отслуживших свой срок боевых межконтинентальных ракет SS-18 «Сатана», с советских времен стоящих на вооружении российской армии. Главным преимуществом коммерческих запусков «Днепра» была их дешевизна. С апреля 1999 года на шести таких носителях в космос были запущены 23 спутника различных стран мира. Седьмой запуск ракеты, на борту которой были 18 космических аппаратов, в том числе, кроме белорусской «Белки», российский спутник «Бауманец», американский «Uni Sat» и полтора десятка университетских микроспутников «Sub Sat» оказался роковым.

По словам Ю. Мошненко, все космические аппараты, по существующим правилам были застрахованы. Что же касается экологического ущерба, нанесенного падением и взрывом ракеты, сказал он, то все вопросы, связанные с этой проблемой, вероятно, будут решаться с украинско-российским СП «Космотрас», которое является руководителем запусков «Днепра».

Вадим РЫЖКОВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ