Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«И нарекоши имя ему Киев»

Князь Кий — легенды и быль
13 июля, 2006 - 19:59
СЛАВЯНЕ В БОЮ. МИНИАТЮРА ИЗ РАДЗИВИЛЛОВСКОЙ ЛЕТОПИСИ

О периоде княжения в Киеве одного из первых киевских князей — Кия, как и вообще о времени основания самого города Киева, точных, исторически установленных, сведений нет и по сегодняшний день. Тем не менее многие авторитетнейшие историки пришли к выводу, что князь Кий бывал в Византии во времена правления там Юстиниана I (527—565 гг.), в середине VI века н. э. Кратко остановимся на основных из известных летописных преданий о князе Кие.

ЛЕГЕНДА КИЕВСКОГО ЛЕТОПИСЦА НЕСТОРА

В знаменитой «Повести временных лет», написанной, согласно традиционным представлениям, киевским летописцем, монахом Киево- Печерского монастыря Нестором и завершенной в 1113 году, особое место занимает легенда об основании Киева тремя братьями — Кием, Щеком и Хоривом. В пространном варианте легенды Нестор вводит в сюжет и четвертый персонаж — сестру братьев — Лыбедь и расселяет трех братьев по Киевским горам. Вот как об этом повествует летописец: «И быша три браты: единому имя Кий, а другому Щек, а третьему Хорив, и сестра их Лыбедь. Седяше Кий на горе, где же ныне узвоз Боричев, а Щек седяше на горе, где же ныне зовется Щоковица, а Хорив на третьей горе, от него же прозвася Хоревица. И сотвориша град во имя брата своего старшего и нарекоши имя ему Киев». Далее Нестор замечает, что братья были мужами знающими и разумными и пользовались уважением среди полян, на земле которых и построили город Киев. Решительно отвергает летописец версию о том, что в молодости Кий, якобы, был простым охотником или лодочным перевозчиком через Днепр, о чем утверждали злые языки. Нестор так парирует эту явную, по его мнению, напраслину: «аще бо бы перевозник Кий, то не бы ходил ко Царь-городу, но сей Кий княжаша в роде своем, приходиша ко царю якоже сказають велику честь приял от царя». Здесь Нестор дает понять, что Кий, как киевский князь, имел международное признание. Правда, ниже летописец признается: «Котором году не вем и при котором приходел царе». В этой части легенды, как считает украинский историк Н.Полонская-Василенко, «есть зерна правды, так как археологические исследования обнаружили в Киеве три отдельных места, которые были объединены только при княжеском времени». Такого же мнения придерживается и российский академик Д.Лихачев, комбинируя показания Никоновского летописца, который пользовался старинными летописными списками, где указывается, что Кий с большим войском ходил в Царьград и имел большой почет от царя. Кроме того, Кий победно воевал с волжскими и камскими болгарами и основал новый городок Киевец на Дунае. Б.Рыбаков так характеризует деятельность князя Кия: «Древний предшественник Святослава, великий князь киевский, деятельность которого простиралась от берегов Дуная, а дипломатические связи — до Царьграда». Нестор называет дату хазарского нападения на Киев — «после смерти Кия», что подтверждает гипотезу Б.Рыбакова — VI-VII столетия. О реальном существовании князя Кия и о его княжении высказываются и известные историки А.Шахматов и А.Пресняков.

В «Повести временных лет» Нестор не указывает на годы смерти князя Кия, как и на наличие или отсутствие у него наследников, продолжавших княжение после его смерти. Приводится лишь содержание ответа жителей города на вопрос пришедших в Киев Аскольда и Дира: «Чей это город? Строители его, три брата давно скончались и миролюбивые жители его платят дань хазарам». Тем не менее, как утверждается в Перемышлевской летописи, на что обратил внимание польский историк Ян Длугош, «после смерти Кия, Щека и Хорива, их сыновья и внуки, которые происходили от них по прямой линии, еще княжили многие годы».

Не исключено, были сведения и о наследниках первых киевских князей и о целой киевской династии — киевичей, о которых Нестор, очевидно, ничего не знал.

ЛЕГЕНДА НОВГОРОДСКИХ ЛЕТОПИСЦЕВ-ВОЛХВОВ

Как стало известно только в ХХ веке, новгородские летописцы- жрецы (волхвы) еще в IX столетии создали так называемую «Велесову книгу», которая была вырезана на деревянных (буковых) дощечках и посвящена богу Велесу. Книга эта является священным писанием древних славян, в котором содержатся сведения и легенды о предках славян и других европейских и азиатских народов от начала первого тысячелетия до нашей эры вплоть до IX века нашей эры.

Кратко остановимся на роли Кия — как основателя Киевского государства Руси-Украины в соответствии с повествованиями «Велесовой книги». Согласно текстам «Велесовой книги», потомки Ария и он сам со своими сыновьями, их семьями и всеми родами пришли в Приднепровье, в Причерноморье и Переднюю Азию из Семиречья (район близ озера Балхаш, в которое впадает семь рек), земли Арийской, а также из края Иньского, то есть из Китая. Об этом переселении и его причинах так рассказывается в дощечке 11-4г словами отца Ария: «Идем из земли той, где гунны наших братьев убивают. А то они и старого отца забьют, как забивают коров и зверей. Они и скотину нашу крадут, и детей убивают. Как только старый отец это изрек, мы ушли в иные земли, в которых течет мед и молоко. И в эти земли притекли все три сына Ария. И были это — Кий, Щек и Хорив, от коих истекли три славных племени. Эти сыновья были храбрыми, водили дружины, садились на коней и ехали. И за ними шли дружины юношей, скот, коровы, повозки с запряженными в них быками, овцы. Шли и дети, охраняемые старцами, матери, жены, а также больные люди». Касаясь происхождения славян, «Велесова книга» так об этом повествует:

«И пошли Кий, Щек и Хорив — три сына Ария — глядеть иные земли. И от них произошел славянский род, живущий доселе! И можно видеть это. Дажьбог дал такое будущее смертным. Да восхвалим премудрость его». Так шли арии на юг к морю Фасискому (Черное море. — Авт. ), мимо Непре-реке (река Днепр. — Авт. ) и своими мечами разили врагов-гунов, а «прийдя к раю травному луга получили злачные. И там веселье и радость их обуяла великая». Затем, как следует из текста дощечки III-37, отец Арий сказал, чтобы три его сына разделились на три рода и пошли на юг и на запад Солнца. И Кий, Щек и Хорив это сделали, и каждый пошел в свой край. Кий повел русов, Щек — чехов, а Хорив — хорват. Как следует из дощечки 11-15б, Кий с дружиной взял укрепленный град, в котором уже пребывали славянские племена, впоследствии названный Киевом. Таким образом, Кий уселся в Киеве, Щек пошел на закат Солнца, а Хорив забрал своих воинов. Но когда напали враги, «мы ему (Кию) подчинились, и с ним Русь собралась воедино. А если будет на нас иная сила, то мы пойдем на нея, потому что мы с Русью. Она — мать наша, а мы сами — дети ее, и будем мы с нею до конца» (дощечка 11-7а).

Определенный исторический интерес представляет текст дощечки 1-2б, где указываются имена владык, правивших после смерти Кия и являющихся его наследниками: «И тут Кий умер, тридцать лет владев нами. А после него был его сын Лебедян, которого звали Славер, а тот жил двадцать лет. Потом был Верен из Великограда — тоже двадцать. Затем Сережень — десять». Особое внимание в «Велесовой книге» обращается на то, что после смерти Кия «великая свара одолела русских, которые принялись биться за разделение — и разделились. И всякий был сам по себе, поглядывая на соседей своих» (дощечка 111 81). Идалее в тексте дощечки идет пояснение, почему после смерти Кия воины не имели прежней силы: «И от того веры не имели, что мужи, идя к сече и идя обратно, принимались браниться — мол, при походах Кия было лучше, при Кие с вечера заранее шла речь о победе».

Таким образом, даже в те далекие времена междуусобные свары и борьба за власть после смерти сильных и мудрых правителей в Киевской Руси-Украине всегда были причиной ослабления государственного могущества, и, как следствие, военных поражений и экономического лихолетья.

АРМЯНСКАЯ, СКИФСКАЯ И ДРУГИЕ ЛЕГЕНДЫ О ТРЕХ БРАТЬЯХ

Армянская легенда была записана еще в VII веке писателем Венодем Глаком и на нее обратил внимание известный ученый Н.Я.Марр. Содержание ее сводится к следующему. Некто Гисаней и Деметр имели трех сыновей по имени Куар, Метлей и Хореан. Куар построил город и назвал его своим именем — Куаром. Среди поля построил свой город Метлей и назвал его Метлеем. В области Полуны (полянская земля) построил свой город и Хореан и назвал его своим именем. Но затем, по прошествии времени, посоветовавшись, все братья поднялись на гору Каркея и нашли там прекрасное место с «благорастворением воздуха, так как был там простор для охоты и прохлада, а также обилие травы и деревьев». И построили братья там селение, и поставили двух идолов по имени Гисаней и Деметр. Не трудно догадаться о близости этой легенды к легенде летописца Нестора и легенде новгородских волхвов, где Кий — это Куар, Щек — Метлей, а Хорив — это Хореан.

Скифская легенда о трех братьях, о которой повествует греческий историк Геородот, является еще более древней, так как относится к V веку до н. э. Основное ее содержание сводится к следующим эпизодам. У некого Таргитая, родителями которого были: отец — бог Зевс и мать — дочь реки Борисфен (Днепр), было три сына: Липоксай, Апроксай и самый младший — Колаксай. При их жизни с неба на скифскую землю упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Первым увидел эти предметы самый старший сын Липоксай, но когда он приблизился к ним, золотые вещи воспламенились и он отступил назад. Когда подошел средний сын Апроксай и попытался их взять, с золотом произошло то же самое и он отступил. С приближением же младшего из братьев Колаксая к золоту, оно потухло и он принес все предметы в свой дом. После этого старшие братья решили уступить младшему брату все царство. Как показал Б.Рыбаков, существует родство скифского Таргитая и славянского Дажьбога — сына Зевса- Перуна. При этом старшему сыну Липоксаю, как правителю гор, соответствует славянский Кий, а среднему, Апроксаю, как царю глубин («апро» по скифски — «глубина»), соответствует славянский Щек, где имя Щек Н.Марро расшифровывает как «змей». Наконец, брату Колаксаю, являющемуся Солнце-царем, соответствует славянский Хорив (Хорс — бог Солнца).

Таким образом славянские Кий, Щек и Хорив лишь в поздней легенде киевского летописца Нестора стали основателями Киева. Ранее же в «Велесовой книге» новгородских волхвов они почитались сыновьями Ария, отцом которого был Дажьбог — сын Перуна. А еще раньше (в армянской легенде) они считались сыновьями Гисания и Диметра. И, наконец, в скифской легенде V века до н. э. Кию, Щеку и Хориву соответствуют Липоксай, Апоксай и Колаксай, сыновья скифского Таргитая. Тем не менее, несмотря на сходство легенды о Кие, Щеке и Хориве с различными историческими легендами о трех братьях, большинство из видных ученых-историков считают правдоподобным существование Кия и его княжение в Киевском княжестве в пределах VI столетия (А.Шахматов, А.Пресняков, Д.Лихачев, Б.Рыбаков, П.Толочко, Н.Полонская-Василенко и др.).

Олег ЯСТРЕБОВ, кандидат технических наук
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ