Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Трагедия Зидана

12 июля, 2006 - 19:48
ПРЕЗИДЕНТ ФРАНЦИИ ЖАК ШИРАК СЧИТАЕТ ЗИДАНА ГЕНИЕМ МИРОВОГО ФУТБОЛА, СЕРДЕЧНЫМ И УБЕЖДЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ / ФОТО РЕЙТЕР

Боги исполняют желания тех, кого хотят уничтожить. Зинедин Зидан, возможно, размышляет сегодня над этой древнегреческой мудростью. Зидан объявил о том, что хочет окончить свою профессиональную карьеру после чемпионата мира, и его желание сбылось. После того, как Франция еле удержалась после первого круга турнира, Зидан оказался на высоте и привёл команду к порогу второго чемпионства. Но вместо того, чтобы окончить свою карьеру триумфом или хотя бы овациями, его удалили с финала за удар головой итальянского игрока. В футбольной истории существует немного подобных трагических примеров.

Что бы ни спровоцировало поведение Зидана (возможно, оскорбление по расовому признаку), его грубый поступок, увиденный во всем мире, подпортил его образ. Печальный парадокс заключается в том, что в то время когда все больше людей во всем мире узнавали о его легендарной человеческой доброте и уважали его за это, теперь он навсегда запомнится актом агрессии.

Действительно, статус Зидана как чемпиона-символа самого универсального и популярного вида спорта в мире не до конца объясняет, почему люди так навязчиво ему поклонялись. Его человеческие качества, как и его талант и техника на поле, в равной степени повлияли на создание его популярного образа.

В футболе так было всегда. Для аргентинцев низкорослый Диего Марадона был символом мести слабых и бедных. В результате, его соотечественники время от времени прощали ему его частые выходки. Подобным же образом Пеле стал символом гармоничной межрасовой Бразилии.

Зидан не стал чем-то в этом роде. Более того, после окончания карьеры он вряд ли станет менеджером, как его коллега Жан-Клод Килли, бывший горнолыжник, который был одним из председателей на зимних Олимпийских играх 1992 года, или как его коллега по футболу легендарный Мишель Платини, который помогал координировать чемпионат мира 1998 года. В итоге, Зидан, являющийся, возможно, одним из лучших футболистов, завершил игру поступком, которому нет места ни в одной игре.

Тем не менее, Зидан останется общемировым символом благодаря глубине своего человеческого характера и исключительной простоте. Этого человека знают в самых отдаленных уголках планеты, однако он сохранил образ эдакого «своего парня». Сейчас, когда во Франции идут споры вокруг интеграции, Зидан стал олицетворением идеального успеха, достигаемого талантом и тяжелым трудом, при этом он никогда не предавал себя и свои алжирские корни.

Более того, Зидан воплотил ценности, которые сегодня, похоже, находятся под угрозой, но в которые по-прежнему верят обычные люди: верность семье, усердие и сотрудничество. Этот человек был не только чемпионом мира, но и примерным сыном и отцом. Эпизод, когда после победы Франции над Испанией он почти что робко выразил свою любовь к матери, тронул сердца зрителей во всем мире.

Чтобы понять причины популярности Зидана, надо только вспомнить о его скромности и внимательности к другим людям, что прямо противоположно высокомерию и безразличию, которые характерны для поведения очень многих знаменитостей, включая футболистов. Сегодня, когда во Франции, как и во всем мире, пропасть между элитой и обычными людьми достигла рекордных размеров, когда самодовольство богатых ощущается менее удачливыми людьми особенно остро, Зидан, сын презираемых иммигрантов, стал международной звездой и, тем не менее, сохранил простоту, присущую его народу.

За это Зиданом не только восхищались, но и уважали его. Его успех никогда не строился на неудаче других. Напротив, он активно участвует в таких акциях, как помощь больным детям. Очевидно, однажды он может стать великолепным послом мира или детей, работая в ООН или в какой-либо другой международной организации.

Но теперь герой повержен. Зидан был не суперменом, а обычным человеком. В мгновенном порыве необъяснимой ярости его слава превратилась в безумие и проклятие. Его трагедия глубоко личная. Тем не менее, будет большой потерей, и далеко не только для футбола, если позорный уход Зидана как игрока станет определяющим в восприятии его как человека.

Паскаль БОНИФАС — директор Института международных и стратегических отношений (IRIS, Париж) и автор книги «Футбол и глобализация»

Паскаль БОНИФАС. Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ