В Украине существуют сотни театров. Это — настоящий континент сценического искусства; но о происходящем на этой, воистину, «терра инкогнита» — часто неизвестно даже специалистам. Поэтому сегодня мы предлагаем нашим читателям сравнительный анализ спектаклей двух самых заметных театров Днепропетровска.
Это — независимый сценический коллектив «Верим!» (художественный руководитель и учредитель — Владимир Петренко), чьи спектакли пользуются в городе незаурядным успехом и неоднократно были отмечены призами на различных конкурсах и фестивалях. В этом году на 14-м межобластном конкурсе театров Днепропетровщины и Запорожья «Сичеславна-2006» театр «Верим» завоевал первенство в номинациях «Лучший драматический спектакль» и «Лучшая режиссура». Академический украинский музыкально-драматический театр им. Тараса Шевченко, старейший в Днепропетровске, на том же конкурсе показал две работы, которые наградами отмечены не были.
Концептуальные проблемы современного театрального процесса ставят перед каждым театром абсолютно новые задачи, неразрывно связанные с современными актуальными тенденциями развития искусства Мельпомены.
Предыдущий абзац представляет собой ничего не значащий набор слов, проще говоря, словоблудие. Именно на таком или более простом, но столь же бессодержательном «новоязе» разговаривают большинство наших политиков, киноактеров, журналистов, телеведущих. Получить четкий, конкретный ответ на самый простой вопрос практически невозможно. В интервью публичные люди заваливают вопрошающего словесной массой, из которой невозможно вычленить какой-то смысл. А читатели (слушатели) забывают нормальную речь и перестают понимать истинный смысл слов.
Я терпеть не могу словоблудия. Но оно, увы, стало нормой общения и главным отличительным признаком газет и журналов.
Поэтому я прошу прощения за краткость, четкость формулировок, недвусмысленность выводов и почти солдатскую чеканность фраз.
Итак.
Не так давно, в прошлом театральном сезоне, в Днепропетровске произошло знаменательное событие, которое почти никто не заметил. А зря.
В городе пять театров, на сцене которых идут драматические спектакли. И в двух из них уже больше года идет спектакль по одной и той же пьесе.
Причем на разных языках.
В Молодежном театре «Верим!» этот спектакль называется так же, как и пьеса — «Бесприданник». В Академическом театре им. Т. Шевченко спектакль именуется «Наречений без приданого».
Первым пьесу Людмилы Разумовской поставил театр «Верим!». Театр им. Т. Шевченко подтянулся примерно через год.
Я не могу быть стопроцентно объективной, потому что сначала увидела спектакль Владимира Петренко. Спектакль киевского режиссера Юрия Кочевенко в ДАУМДТ (Днепропетровском академическом украинском музыкально-драматическом театре) им. Т. Шевченко я смотрела более предвзято. Хотя при перемене очередности премьер результат был бы тот же.
И те, кто видел лишь один из двух спектаклей, и те, кто не видел ни одного, лишили себя огромного удовольствия.
Только посмотрев оба спектакля, можно получить наглядное доказательство того, что театры бывают плохие и хорошие, спектакли бывают интересные и неинтересные, что режиссеры бывают изобретательные и...
Все познается в сравнении.
Что ж, сравним.
(При этом я не буду пересказывать сюжет пьесы. Ее надо смотреть).
АКТЕРЫ И РОЛИ
В спектакле пять женских ролей и одна мужская, заглавная. Тот самый бесприданник.
Автором пьесы точно указан возраст каждого персонажа. В театре «Верим!» возраст персонажей указан в программке. В театре им. Т. Шевченко — не указан. Наверное, потому что самая старшая героиня пьесы — баба Паша, в театре «Верим!» действительно выглядит на свои 75 лет (актриса Ф. Церокова), а в театре им. Т. Шевченко та же баба Паша (засл. арт. Украины Н. Николаева) выглядит вдвое моложе пятидесятилетней бизнесвумен Фроси Козодуевой (актрисы В. Воронина «Верим!» и В. Сушко им. Т. Шевченко соответственно).
И когда в театре им. Т. Шевченко молодящуюся бабу Пашу, по авторской ремарке, «бывшую передовую доярку», которая почему-то одета в строгий обкомовский костюм (!), называют «бабой» женщины лет на 20 старше ее, это выглядит, по меньшей мере, нелепо.
Лирическое отступление к сведению художественного руководителя театра им. Т. Шевченко, кандидата искусствоведения Валерия Ковтуненко: в вашем спектакле «Наречений без приданого» три роли — Ивана Кузьмича, Вики и Томусика — играются с заменами. То есть, два актера на каждую роль. Либо тот, либо этот. В приличном театре в программке в таком случае ставится галочка напротив фамилии того, кто играет эту роль именно сегодня. И так делается перед каждым спектаклем. Это, судя по моей личной коллекции программок, делается и в театре «Ленком», и в МХАТ им. А. Чехова, и в театре Вахтангова, и в Рижском театре русской драмы и во многих других. В моей программке вашего «Нареченого» галочки не стоят. Поэтому трудно понять, кто именно играл роли Ивана Кузьмича, Вики и Томусика в спектакле, который я видела...
Есть в пьесе Л. Разумовской изумительный персонаж. Это Томусик, школьный библиотекарь 45 лет. Несчастная, незамужняя женщина. По пьесе у Томусика есть основной, главный монолог, из которого мы узнаем, что это за человек.
В театре «Верим!» после этого монолога Томусика (актриса В. Литвиненко) нормальному мужчине наверняка захочется, вопреки действию, выйти на сцену, взять Томусика за руку и отвести в ЗАГС. В театре им. Т. Шевченко, видя странного вида нимфоманку (актриса Г. Самара или Н. Мальцева), которая в приступе неоприходованной сексуальной ярости буквально катается по сцене, хочется покрутить пальцем у виска. Поэтому кажется, что господин Петренко бывал в библиотеках, а господин Кочевенко ни разу в жизни живого библиотекаря не видел.
Еще два ярких персонажа: писательница Марго и бизнесвумен (хозяйка ларьков) Фроська Козодуева.
В театре им. Т. Шевченко эти две дамы (Марго — Ж. Дмитренко, Фрося — В. Сушко) внешне ничем друг от друга не отличаются: «генетический диссидент» и торговка — обе почему-то в вечерних туалетах с одинаковыми повадками. Никакой разницы между интеллигенткой и базарной бабой.
В спектакле театра «Верим!» они разные (Марго — В. Чернова, Фрося — В. Воронина), потому что в жизни диссидент и торговка похожи друг на друга, как порося на карася. И это правильно.
О главном герое, Иване Кузьмиче, говорить, если честно, не хочется. Вот не хочется, и все. Потому что битый жизнью, глуповатый и наивный мужичок, которого придумала Л. Разумовская, присутствует только в театре «Верим!» (арт. В. Косоног). А в другом театре есть какой-то полупьяный, малопонятный, странно одетый в первом действии в обносках, а во втором во фраке (!), невнятно произносящий текст мужик, которому все равно, что вокруг него происходит (П. Кулик или М. Чернявский).
Честно говоря, актеров театра им. Т. Шевченко просто жаль. Они не виноваты в том, что режиссер спектакля не понял, о чем пьеса и заставил актеров играть нечто бессмысленное...
Хотя, есть одно принципиальное отличие между двумя версиями «Бесприданника». В театре им. Т. Шевченко на сцене периодически появляются отсутствующие в пьесе Л. Разумовской так называемые Ангелы. Они ничего не говорят, они только танцуют. Танцуют нечто современное. И танцуют, видимо, только для того, чтобы оправдать одно слово в названии театра. Театр им. Т. Шевченко ведь МУЗЫКАЛЬНО-драматический...
Отсюда плавно переходим к следующему пункту.
МУЗЫКА
В спектакле обоих театров звучит музыка. В театре «Верим!» музыку написал М. Мягких, постоянный (уже лет пять) соавтор режиссера В. Петренко. В буклете этот факт отражен.
Если верить программке спектакля театра им. Т. Шевченко, музыки в спектакле «Наречений без приданого» нет вообще. Хотя она звучит. И неоднократно. И звучит эта почти бессмертная мелодия уже 35 лет. Это композиция One of these days выдающейся рок-группы «Пинк Флойд» из альбома Meddle 1971 года. Сочинили эту пьесу Ник Мэйсон, Дэвид Гилмор, Роджер Уотерс и Рик Райт.
Сравнивать М. Мягких и «Пинк Флойд» — дело неблагодарное. Но в саунд-треках двух спектаклей есть одна большая разница. В театре «Верим!» звучит музыка к пьесе Л. Разумовской «Бесприданник». Очень милая смесь Андрея Петрова и Микаэла Таривердиева с псевдобуффонным финалом, от которого становится не по себе. Но при этом инородную пьесу «Пинк Фойд» в театре им. Т. Шевченко прекрасно слышно. А музыку в театре «Верим!» очень часто приходится домысливать: уровень и техники, и звукорежиссуры оставляет желать лучшего. Музыкальные фрагменты часто затянуты. Я думаю, здесь недоработка обоих — и режиссера, и композитора.
А в театре им. Т. Шевченко звук и свет сделаны действительно профессионально. И вообще, в технических вопросах все замечательно. А в театре «Верим!» наоборот. Вот ведь парадокс какой...
СЦЕНОГРАФИЯ
То, что сделала Мария Ткаченко в театре «Верим!» — надо видеть. Условно говоря: открылся занавес — и на сцене концентрат нашей незадачливой страны. Пять утрированно уродливых бигбордов и затерявшийся между ними малюсенький офис — это, действительно, портрет окружающей реальности. Это здесь, это про нас.
Когда открылся занавес в театре им. Т. Шевченко, мне показалось, что я попала на склад декораций. На фоне этого (художник Т. Чухрий) можно играть что угодно. Если развернуть эту декорацию на 90 градусов, можно исполнить, например, «Три сестры». А если на 180 — то Жолдак запросто сбацает на этом фоне хоть «Гамлета», хоть инсценировку «Бригады».
РЕЗУЛЬТАТ
Повторюсь, Владимир Петренко поставил спектакль о нас, сегодняшних. На сцене — шесть живых, настоящих людей. Жанр — «комедия?..». Именно так, со знаком вопроса.
Юрий Кочевенко поставил очень странный спектакль. Фантасмагорию в двух действиях. С шестью артистами, старательно имитирующими советский театр 60-х годов. Ни текст, ни смысл пьесы к происходящему на сцене, увы, отношения не имеют.
Отсюда и результат — более красноречивый, чем все рассуждения. В театре им. Т. Шевченко на спектакле «Наречений без приданого» было 43 человека.
А в театре «Верим!» — чуть меньше пятисот.
А у нас все решает большинство.
Сходите на обе версии «Бесприданника». Я серьезно. Вы получите массу удовольствия и море впечатлений.
Ведь это так чудесно, что у нас много драматических театров...