Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Прощание с реверсом?

4 июля, 2006 - 19:35

На фоне газовых сложностей, связанных с тем, что Украина практически не может рассчитывать на туркменский рынок газа и теперь полностью зависит от настроений в России и благодеяний «РосУкрЭнерго», ситуация вокруг нефти несколько «потеплела». Можно сказать, что в конце «трубы» украинского нефтетранспортного проекта Одесса—Броды забрезжил луч надежды. В понедельник вечером, после переговоров с украинским правительством, об этом рассказали журналистам представитель Еврокомиссии Фаози Бенсарса и председатель правления ОАО «Укртранснафта» Александр Тодийчук.

Правда, на этот раз главным мессиджем для журналистов от Бенсарсы — одного из ветеранов движения за создание и аверсное использование нефтепровода Одесса—Броды — было выполнение меморандума с украинским правительством о сотрудничестве в энергетическом секторе, и, в частности, о создании в Украине системы приграничных (на всех границах), а также внутренних газо- и нефтеизмерительных станций, построенных по стандартам Евросоюза и предназначенных для контроля объемов топлива, входящего, выходящего и используемого в Украине. По словам представителя Еврокомиссии, система будет направлена на создание прозрачности в системе украинских газо- и нефтепроводов, улучшение учета и использования нефти и газа, а также, естественно, на энергосбережение. Как отметил Бенсарса, согласно прогнозам специалистов, потребление энергоносителей в Украине можно сократить на 40%. Кредит для этого (примерно $250 млн.) выделят Украине Европейский банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банк. Европейцы помогут Украине создать стратегические запасы нефти и внедрить стандарты ее качества, а также в модернизации и строительстве новых нефтеперерабатывающих заводов. Украинское правительство, по словам Бенсарсы, согласилосось сотрудничать с тем, чтобы принять соответствующие европейские правила. «Когда прозрачность в украинском энергетическом секторе будет гарантирована, — сказал Бенсарса, — можно будет постепенно интегрировать энергетический сектор Украины в энергосистему Евросоюза. Это самый лучший способ для ЕС гарантировать Украине безопасность поставок энергоносителей». Как отметил при этом Тодийчук, такие станции положат конец всевозможным спекуляциям... «Это будет информация, с которой нельзя будет не считаться», — отметил глава «Укртранснафты».

«А когда Украина примет европейские стандарты качества нефти, — подчеркнул Бенсарса, — то (для того, чтобы их выполнять. — Авт.) ей понадобится легкая нефть Каспийского региона». Именно таким образом представитель Еврокомиссии сделал плавный переход к теме, связанной для украинцев с ущемленным национальным чувством — проектом Одесса—Броды, используемым ныне вопреки замыслу и неэффективно (вместо обещанных 9 млн. тонн нынешние операторы прокачивают гораздо меньше — за 6 месяцев этого года всего 1,8 млн.). На встречах в Киеве было подтверждено, что бизнес- план нефтепровода был принят правительствами Украины, Польши, Чехии и Словакии, а правительства стран, где добывается каспийская нефть — Казахстан и Азербайджан — также подтвердили свое участи в этом проекте. Сейчас, по словам Бенсарсы, завершается работа над межгосударственным соглашением по этому вопросу, которое должно быть готово к сентябрю. «Будет создан соответствующий консорциум и начнется финансирование», — сказал Бенсарса. «Мы уже презентовали соответствующий проект в Алма-Ате и Баку, — подтвердил Тодийчук, и продолжил: — Сейчас наши консультанты работают с будущими потребителями каспийской нефти в Польше».

Тодийчук объяснил определенное замедление работ в направлении запуска нефтепровода Одесса— Броды в аверсном режиме выборами в Польше, Словакии и Украине, но подчеркнул, что проект Одесса— Броды—Плоцк прописан даже в коалиционном соглашении демократических сил в Украине. «Это сигнал для наших внешних партнеров, что с нашей стороны тут также не будет каких-либо изменений», — разъяснил Тодийчук. «Проект движется неплохо, — заверил он и добавил: — Мы слышали немало комплиментов по этому поводу, когда были в Баку». Более того, он рассказал, что в качестве своеобразной «козы» для создания соглашения по консорциуму Одесса—Броды—Плоцк принята документация успешного консорциума, построившего нефтепровод Баку—Тбилиси—Джейхан. Сейчас она рассылается потенциальным участникам...

Правда, Тодийчук уклонился от ответа на вопрос «Дня» о том, как Украина будет «расходиться» с нынешним российским оператором нефтепровода Одесса—Броды компанией ТНК-ВР. Но информагентства тут же разъяснили этот вопрос: банк Merrill Lynch предоставил «Укртранснафте» $120 млн. кредита для досрочного погашения долга перед ТНК-ВР за технологическую нефть для заполнения нефтепровода. Словом, можно надеяться, что под историей с реверсом скоро будет подведена черта и украинский нефтепровод начнет работать на европейскую энергобезопасность.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ