Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Старые левые против новых в Латинской Америке

3 июля, 2006 - 20:11
В КАКОМ НАПРАВЛЕНИИ БУДЕТ РАЗВИВАТЬСЯ МЕКСИКА, ПОКА СЛОЖНО СКАЗАТЬ. НА ПОСЛЕДНИХ ВЫБОРАХ ОБА ВЕДУЩИХ КАНДИДАТА В ПРЕЗИДЕНТЫ — ФЕЛИПЕ КАЛЬДЕРОН И АНДРЕС МАНУЭЛЬ ЛОПЕЗ ОБРАДОР — ОБЪЯВИЛИ СЕБЯ ПОБЕДИТЕЛЯМИ / ФОТО РЕЙТЕР

Результаты недавних выборов в Латинской Америке можно интерпретировать двояко. Во- первых, очевидно, предполагаемая левая тенденция быстро теряет обороты. За последние несколько недель гипернационалист Ольянта Умала — клон венесуэльского президента Уго Чавеса — потерпел поражение в Перу, консерватор Альваро Урибе одержал полную победу на выборах в Колумбии, получив 62% голосов, а популярность Андреса Мануэля Лопеза Обрадора упала в преддверии президентских выборов в Мексике 2 июля. Все эти, не связанные друг с другом события, кажется, противоречат левой тенденции в Латинской Америке.

Но на эти события можно смотреть и иначе. Да, президент Урибе одержал победу на выборах, но большим сюрпризом в Колумбии был конец двухпартийной системы, господствовавшей в стране на протяжении десятилетий, и появление левой Polo Democrаtico как второй по размеру политической силы в стране.

Точно также одержавший победу в Перу, Алан Гарсиа не принадлежит к реформированной левой партии (как Лула да Сильва в Бразилии, Мишель Бачелет в Чили и Табаре Васкес в Уругвае). Его партия (APRA), основанная Виктором Раулем де ла Торре в 20-х, является одной из старейших и наиболее анахроничных популистских организаций в регионе.

Подобно Чавесу в Венесуэле, Киршнеру в Аргентине, Эво Моралесу в Боливии и Лопезу Обрадору в Мексике, президент Гарсия принадлежит к неперестроенному левому крылу, берущему начало в великой латиноамериканской популистской традиции. Возможно он и извлек множество уроков из своего катастрофического президентства в 80 х, но он гораздо ближе к «неправильным» левым, чем к «правильным». В Мексике популярность Лопеза Обрадора начала расти в опросах общественного мнения в последние дни, тогда как он сам начал проявлять свою истинную сущность, обещая луну и звезды с неба мексиканскому электорату.

Фактически самые важные изменения внутри латиноамериканского левого движения заключаются не в последних результатах выборов, а в растущих различиях между модернистами и реваншистами, между национальными интересами и идеологией. В то время, как Моралес сближается с Чавесом и Фиделем Кастро быстрее, чем того ожидали многие, национализировав природный газ Боливии, пригласив большое количество кубинских врачей и советников в свою страну, подписав огромное количество договоров о сотрудничестве с Венесуэлой, такие действия с его стороны способствуют повышению напряженности в отношениях с Бразилией и Чили.

Обе эти страны являются соседями Боливии и, по крайней мере, теоретически их лидеры должны быть идеологически близки ему. Но различия между современным и архаичным левым крылом, также противоречивые национальные интересы трех стран, похоже, превосходят более поверхностное политическое сходство.

Например, энергоснабжение Сан-Паулу — промышленного центра Бразилии — сегодня зависит от боливийского природного газа. В результате, «Петробрас» — бразильская энергетическая компания — инвестировала огромные суммы в Боливию, начиная от поиска месторождений и заканчивая строительством трубопроводов. Сейчас же, после избрания Эво Моралеса, основной источник природного газа «Петробраса» был неожиданно национализирован.

Действительно, отчисления за добычу боливийского газа для отечественных компаний были увеличены больше чем на 50%, а цена для иностранных клиентов Боливии вполне может вырасти вдвое. Контракты больше не соблюдаются, а технический персонал и юристы PDVESA — венесуэльского нефтяного гиганта — проводят аудит установок «Петробраса» в Боливии. Лула хотел бы сохранить хорошие отношения с Моралесом, но он не может проявлять благожелательность по отношению к соседу-экспроприатору, одновременно защищая интересы промышленников и потребителей в Сан-Паулу.

Такие же трения возникают и с Чили. Президент Бачелет хотела бы решить столетнюю проблему выхода к Тихому океану для не имеющей выхода к морю Боливии, но она находит эту задачу гораздо сложнее, чем ожидалось, поскольку Моралес поднимает цены на газ и сокращает экспорт газа в Аргентину — крупнейшего иностранного поставщика энергоносителей в Чили. В тоже время риторика Моралеса только усложняет положение: обвинения в стремлении убрать его в адрес Соединенных Штатов, выдвинутые им недавно, не внушат любовь к нему элиты страны, подписавшей соглашение о свободной торговле с США, президент которой вскоре собирается посетить Вашингтон.

В конечном итоге, стратегический альянс Моралеса с Кубой и Венесуэлой, может быть, служит национальным интересам Боливии сегодня. С другой стороны, беззастенчивое вмешательство Чавеса в выборы в Перу, возможно, так отдалило Алана Гарсиа, что он может превратиться в социал- демократа европейского типа, тогда как Лопез Обрадор может выполнить свое обещание уважать Североамериканское соглашение о свободной торговле (NAFTA), придерживаться макроэкономической ортодоксальности и поддерживать хорошие отношения с США.

Но раскол между левыми в Латинской Америке стабильно растет. Это неизбежно, потому что его вызывает простое признание того факта, что ответственное правительство должно ставить национальные интересы выше ностальгии, показных речей и жесткой идеологии.

Хорхе КАСТАНЬЕДА — бывший министр иностранных дел Мексики (с 2000 по 2003 годы), всемирно известный профессор политологии и исследований Латинской Америки в Нью-йоркском университете.

Хорхе КАСТАНЬЕДА. Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ