В мае заканчивается первый год с того момента, когда французские и голландские граждане высказали свою негативную позицию относительно ратификации Конституции Европейской Унии. Французское и голландское «Нет» поставило если не жирный крест, то, во всяком случае, тройной вопросительный знак относительно будущего юридического обустройства Европейской Унии. Какие настроения господствуют среди европейского политического истеблишмента и каковы основные варианты выхода из конституционного кризиса, охватившнго ЕУ?
БОЛЕЕ ТЕСНАЯ УНИЯ
Идеи о функционировании более тесного экономического альянса внутри самой Европейской Унии не стихают уже несколько декад — в частности, с тех пор как голос ЕУ стал приобретать все более выразительный британский акцент.
Либеральные экономические группировки в ЕУ долгие годы настойчиво убеждают политические элиты своих стран в необходимости прекращения протекционистской политики для сельского хозяйства и некоторых других отраслей европейской экономики и, наоборот, сосредоточения на введении действительно свободного европейского рынка.
Как ни странно, идеи создания более тесного экономического альянса в пределах Европейской Унии звучат также и с другого полюса европейской политики. В частности, представители широкого спектра левых идей предлагают объединиться в более глубокий союз тем государствам, которые готовы реализовать собственное благоденствие на основах взвешенной и активной социальной политики.
Европейская Уния на самом деле является таким непредсказуемым котлом интересов, что довольно часто даже экспертам нелегко спрогнозировать, в какую сторону качнется маятник общественных приоритетов, особенно если в вопросах определения политики задействован такой априори популистский механизм, как референдум.
Коллеги из университета вспоминают, какой искренний смех вызвал в 2004 году вопрос одного студента к «отцу» Европейской конституции, экс-президенту Франции, главе конвента по будущему Европы Валери Жискар д’Эстену относительно возможных действий Европейской Унии в случае несостоятельности ратификации Европейской конституции в каком-нибудь из государств-членов: то, что сейчас кажется свершившимся фактом, еще год назад выглядело невинной шуткой или же любознательностью наподобие: «А что будет, если Солнце упадет на Землю?»
ПЕРВЫЙ БЛИН ВСЕГДА КОМОМ
Европейская Уния неоднократно оказывалась в подобной патовой ситуации, когда некоторые ее члены одобряли основные унийные документы, тогда как другие государства не смогли обеспечить должную поддержку граждан на национальных референдумах.
Поэтому «путь к отступлению» был заложен еще в самом проекте конституции для Европы. Несмотря на то, что статья IV-447 однозначно указывает, что конституция вступает в силу исключительно в случае ее ратификации всеми государствами- членами ЕУ, унийные юристы приготовили, во всяком случае, несколько достоверных сценариев выхода из кризиса.
В частности, наиболее достоверным и очевидным развитием событий является ссылка на Декларацию №30 к Договору об учреждении конституции для Европы, суть которой состоит в формуле «в случае, если через два года после подписания Договора об учреждении конституции для Европы (документ подписан 29 октября 2004 года) четыре пятых от общего количества государств- членов ратифицируют его, а одно или несколько государств ощутит трудности в процессе ратификации, все дело передается на рассмотрение Европейского Совета».
Именно этот орган может решить, в каком формате должна действовать Европейская конституция. Ведь не стоит забывать, что данный документ был подписан лидерами всех двадцати пяти государств-членов ЕУ, а следовательно, с точки зрения международного права, он является действующим автоматически в межгосударственных отношения.
Приметным является также то, что после негативных референдумов во Франции и Нидерландах процесс ратификации документа не прекратился, а продолжился в других государствах, голос которых на европейской юридической арене имеет такой же вес, как и голоса унийных старожилов — Франции и Нидерландов.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СЦЕНАРИИ
Дискуссии о вступлении в действие Европейской конституции могут возобновиться в ходе присоединения к ЕУ Болгарии и Румынии. Ведь для этого каждое государство-член должно будет ратифицировать соответствующий договор о присоединении.
Именно тогда может быть возобновлен процесс пересмотра отдельных положений документа путем внесения в него отдельных косметических изменений, которые предоставят не только юридические, но и политические основания для переголосования Договора об учреждении конституции для Европы во всех государствах-членах ЕУ.
Для Украины важно знать, что политическая элита Европейской Унии настаивает в неофициальных беседах на том, что такой вариант пересмотра документа возможен исключительно в процессе вступления в альянс Болгарии и Румынии, поскольку вступление следующих государств с политической точки зрения не представляется а) очень вероятным и б) безболезненным для помещения его в контекст с ратификацией такого противоречивого документа, каковым является Договор о создании конституции для Европы.
Следующим юридическим поводом для «реанимации» конституции для Европы является возвращение к данному вопросу при согласовании точного количества членов Европейской комиссии, которых, в соответствии с Ниццким договором, будет меньше, чем самих государств-членов. Некоторые государства будут чувствовать себя более комфортно в случае возможности быть представленными в ЕУ на уровне комиссара, а следовательно, «политический» обмен является вполне вероятным.
Существует также и немало других, еще более утонченных сценариев вывода Европейской конституции из юридического лабиринта. Ведь за время существования ЕУ коммунитарная казуистика возвращала к жизни и значительно «более безнадежные» инициативы. Для примера, главы государств-членов ЕУ могут единодушно внести изменения в положение ст. 48 Договора об основании ЕС, которым определяется, что любые изменения к данному документу могут приниматься исключительно единодушно (а следовательно, конституция не может вступить в действие).
Если с политической точки зрения такой «трюк» кажется более чем сомнительным, то с позиции права — это вполне легитимная процедура. В конце концов, что только не сделаешь ради любви!.. К евроинтеграции…