Мы живем сегодня в действительно многогранном, плюралистическом, а с недавних пор еще и почти демократическом мире. Однако разнообразие взглядов и широта возможностей почему-то нас постоянно отворачивает от общечеловеческого, утвердившегося веками. Неужели может быть развитой страна, гражданин которой деградирует? Наша деградация состоит в том, что мы отрекаемся от своих святынь. Государственная программа, которая носит название «Учитель» — движение навстречу учителю», начинается со слов: «Учитель представляет святейшую на Земле профессию…» Эта профессия всегда была высокой, чистой, мудрой… Пока мы не начали утрачивать уважения к учителю…
Ни для кого не секрет, что коррупция процветает в высшей школе. Но самое худшее, что эта коррупция укореняет проблемы и в средней школе. Как-то министр Николаенко заявил, что по статистическим данным, которыми владеет Министерство образования и науки, 43% родителей готовы и дают деньги на вступительных экзаменах, чтобы была так называемая гарантия поступления и ребенок «не напрягался». Сегодня учитель рассматривается как препятствие на пути получения хорошей оценки. Рассматривается в первую очередь родителями, маленькой проекцией которых являются их дети. «Ученики сегодня не заинтересованы в получении знаний. Некоторые из них знают, что после окончания школы их ожидает плуг с конем, а другие уверены, что поступят в университет за деньги своих родителей. А если говорить о творческом подходе к уроку, то этого от ребенка добиться вообще невозможно», — говорит учитель правоведения Заричнянской школы Ровенской области.
В области и в самом Ровно в общей сложности работает более 300 школ. Курс «Правоведение», общеобязательный по программе Министерства образования и науки Украины, в течение года преподается ученикам 9-х классов. При этом большинство учителей, которые читают этот курс, не имеют специальной подготовки. В лучшем случае право в школах преподают историки, учителя гуманитарных дисциплин, в худшем — физики. Проблема осложняется отсутствием учебников, которые бы оперативно отображали новые изменения к законодательству, и общей пассивностью молодого поколения. Без сомнения, качественное преподавание курса «Правоведение» и заинтересованность учеников предметом является залогом воспитания социально сознательных граждан, способных бороться за свои права цивилизованными правовыми методами.
Где же взять мотивацию для обучения? Новые проблемы порождают новые решения. Применение интерактивных методик и основательные, интересные учебники — это действительно решение вопроса сегодняшней ученической пассивности. А еще это реальная помощь учителям в преодолении психолого-педагогических стереотипов в отношениях «ученик — учитель», приобретенных ими во время работы в традиционной модели обучения.
Что касается учебника, понятно, что когда он иллюстрирован, не перенасыщен научной терминологией и не похож на чью-то диссертацию по проблемам теории государства и права, и буквально «на пальцах» растолковывает подрастающему поколению правила игры, по которым живут в мире взрослых, он однозначно будет хорошо восприниматься детьми. И не только детьми. С хорошими (и по содержанию, и по форме) учебниками проще работать и учителям.
Что касается интерактивных методик юридического обучения, то здесь также должно быть все понятно. Однако какими бы успешными и широко используемыми они ни были на территории Украины, эти «территории» точно не касаются сельской местности. Интерактивные методики относятся к инновациям в украинской школе. А понятие «инновация» характеризует не только создание и распространение нововведений, а предусматривает существенные изменения, изменения в стиле мышления, спровоцированные этим нововведением. Так, интерактивные методики действительно будут инновационными при применении на каждом уроке, при понимании их важности в первую очередь учителем, при его желании изменить стиль мышления ребенка. ***
Трасса в направлении одного из районных центров Ровенской области — Заречное — была относительно ровной и приятной. По обе стороны — сосново-березовые леса. Кое-где вырастали одиночные населенные пункты. Реже — остановки с названием села или поселка, в которые попасть можно было только через лес и только в резиновых сапогах. Заречное находится на севере Ровенской области — возле границы с Беларусью. Такое расположение очень сближает его жителей со славянскими побратимами: большинство телеканалов и продовольственных товаров — белорусские, а в разговоре с местным населением прослеживается характерный акцент. На выборах президента в 1999 году в эти края приезжала журналистская экспедиция и «откопала» перлы жанра: крестьяне, которым, собственно, открыли тайну о скорых выборах главы государства изъявили желание проголосовать за … господина Лукашенко.
Отдаленная местность, впрочем, живописна и очень «естественна». Казалось бы, все должно было остаться в нетронутом цивилизацией покое и умиротворении, с сохраненным колоритом, традициями и ценностями. Но проблемы имеют характерную способность существовать на любой почве. В Заречном тоже есть проблема в отношениях «учитель — ученик», проблема пассивности и нежелания развиваться последних. «Школа здесь не виновата, мы делаем все возможное, мы стараемся», — говорят учителя.
Заречное стало последним районным центром, в который приехали работники Благотворительного фонда «Правничі ініціативи» (его работники и учредители — студенты и экс-студенты Острожской академии. — Ред. ) в границах реализации проекта «Ровенский региональный центр повышения квалификации учителей правоведения», который осуществляется при финансовой поддержке Американской ассоциации юристов/Правовой инициативы в Центральной Европе и Евразии (ABA/CEELI). Был проведен однодневный тренинг с учителями района на темы: интерактивные методы обучения и их использования на уроках «Правоведение»; методика построения интерактивного урока; особенности использования учебно-методических комплексов. Более того, всем учителям района был представлен уникальный учебник «Основы правоведения», разработанный с ориентацией на комплексное, системное изучение права в школе. Учебник заставляет задуматься, анализировать общественные и государственные процессы, искать ответы на возникающие вопросы. Например, в начале каждого раздела — большое фото с текстовкой: перед разделом «Основы теории государства» фотография детей с глубокими, чуть улыбающимися глазами и подпись: «Не мы существуем ради государства, а государство ради нас. Ради нашей безопасности, уверенности в завтрашнем дне и детских улыбок» — разве не тема для сочинения, разве не концептуальное объяснение детям такого сложного механизма как государство? Авторами учебника являются работники Фонда «Правничі ініціативи» и одновременно Национального университета «Острожская академия» — преподаватель кафедры гражданско- правовых дисциплин Филипьев Артем и преподаватель кафедры правосудия, кандидат юридических наук Самолюк Василий. Острожская академия была первым высшим учебным заведением Восточной Европы и, собственно, сегодня Европа ассоциирует современное украинское высшее образование, прежде всего, с Острожской академией. Вместе с БФ, «Правничі ініціативи» университет приобщается и к среднему образованию, пока только в Ровенской области. Но в ближайшем будущем — и во всем Западном регионе. Будем надеяться, что Острожская академия, с которой был связан ренессанс украинского народа еще в XVI веке, и сегодня будет содействовать возрождению качественного и действенного образования в Украине.