Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Дважды репрессированный

21 марта, 2006 - 19:54

Общеизвестно, что в переводе с латинского, «юстиция» значит «справедливость». Эта социально-этическая и морально-правовая категория относится к основным принципам права. А сама идея справедливости уходит своими корнями в Древний Мир. Так, философы древности определяли справедливость как добропорядочность, правильное отношение к другим людям, учет действительных заслуг каждого члена общества, на основании которых можно было распределять определенные блага. В начале ХIХ века в научном обращении появилось понятие «социальная справедливость», идея которого заключалась в равенстве возможностей, независимо от классового подхода и равномерное распределение благ среди всех членов общества.

Понятно, что воплощение принципов справедливости в обществе зависит от многих факторов, в том числе от принятых законов, от действий или бездеятельности исполнительной власти, ее должностных и служебных лиц, правосудия и органов досудового следствия и исполнительной службы.

«…21 октября 1947 года из села Смородск Высоцкого (ныне Дубровицкого) района согласно выводу УМГБ Ровенской области от 30.09.1947 года была выселена в административном порядке семья Быка Александра Тихоновича 1916 г. р. в составе: отец — Бык Тихон Иванович, 1881 г. р.; мать — Бык Анна Васильевна, 1880 г. р.; жена — Бык Александра Семеновна, 1916 г. р., вместе с ними малолетние дети — дочь, Бык Мария Александровна — 1936 г. р., сын — Бык Михаил Александрович, 1942 г. р. (изменил фамилию на Хабаров. — Авт. )

Постановлением особого совещания при МГБ СССР от 23.02.1948 года они были определены на спецпоселение в Омскую область с конфискацией имущества. Причиной для выселения было то, что Бык Александр Тихонович являлся участником УПА и находился на нелегальном положении…

…Верховный суд УССР своим постановлением от 31.01.1967 года постановление особого совещания при МГБ СССР отменил и дело переводом закрыл с возвратом конфискованного имущества или его стоимости…

В материалах архивного дела каких-либо документов о наличии и конфискации имущества нет…».

Справку такого содержания предоставили Михаилу Хабарову по его просьбе в управлении внутренних дел Ровенской области, когда Михаил вернулся в Украину.

Государство, репрессировав всю семью Быков в трех поколениях в 1947 году, осмелилось реабилитировать этих людей только в 1991 году без какого-либо упоминания о возврате конфискованного имущества или его стоимости, потому что якобы ни самого имущества, ни его конфискации не было. И понятно, что доказать нынешней власти, что именно у тебя, родителей, деда и прадеда было нажито на протяжении многих лет и что ты не забрал в Сибирь, не представляется возможным. Хотя такой возврат конфискованного и предусмотрен законом.

Однако, несмотря на это, закон не определяет утраченную возможность жить и умереть на своей земле как вред или как тяжелые последствия по вине самого государства. Приняв Закон Украины «О реабилитации жертв политических репрессий», Верховная Рада Украины в 1991 году на самом деле отклонилась от справедливости. Тысячи семей, виновных только в том, что отец или сын боролись за свободу Украины в рядах УПА «условно» реабилитированы без восстановления в правах, потому что за годы независимости Украины, так и не дождавшись признания родителей и сыновей борцами за свободу Украины, уже отправились в мир иной.

Мать Михаила Хабарова — Бык Александра Семеновна и его сестра Мария до сих пор проживают там, куда их «определили» органы — в Сибири, потому что на самом деле возвращаться некуда. Государство, которое дает пристанище чужим, отказывает своим.

Прослужив в армии 36 лет, сменив 17(!) гарнизонов, бывший начальник Центрального управления авиационной техники и вооружения Министерства обороны Украины полковник М. Хабаров в 1997 году был уволен с военной службы в запас без предоставления жилья. И 9 лет он добивается того, что другим власть предоставляет без требований с их стороны, — своего жилья, которого не имел за всю военную службу. Единственный(!) из всех(!) офицеров и генералов украинской армии, который в возрасте пяти (!) лет был репрессирован... Таким образом то государство заставило его отвечать за отца. А это?

Но та, советская власть реабилитировала себя уже тем, что дала возможность сыну «бандеровца» получить два(!) высших академических образования и оценила его труд на благо «Отечества» двумя орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР». Более того, призвав сына в ряды Советской Армии, матери рядового Быка М.А. Александре Семеновне по ее обращению в местные органы государственной власти, та власть предоставила однокомнатную квартиру, в которой она проживает и по сегодняшний день.

25 июля 2002 года М. Хабаров обратился к министру обороны Владимиру Шкидченко с просьбой погасить в полном объеме за счет министерства стоимость жилья по инвестиционному договору, который он заключил с Главным управлением жилищного обеспечения г. Киева. И какова же реакция первого лица военного ведомства? Как исполнялись поручения экс-президента Украины Л. Кучмы о безоговорочном исполнении его поручений касательно предоставления жилья уволенным военнослужащим, которым исполнилось 60 и более лет (09.07.2002 №1-1/866)?

Что ни сообщение, то отписка — обращение к министру обороны Украины по жилищному вопросу получено и по поручению внимательно рассмотрено.

«...Действительно, Вы имеете право оформить кредит на приобретение жилья с учетом установленной законодательством нормы жилой площади на семью и погашением его в полном размере за счет МО Украины в соответствии с Законом Украины от 24 марта 1998 года «О статусе ветеранов военной службы и их социальной защите»...»

Напомнили при этом, что погашение кредита осуществляет военная часть без процентов за его пользование при условии, что он является ветераном вооруженных сил и состоит на квартирном учете (вроде им об этом неизвестно).

Якобы по поручению министра ответ отослал полковник Владимир Драло, тогда начальник главного управления, который, очевидно, не только не наделен правом принятия решений, но и не уполномочен давать ответы. Ведь Законом Украины «Об обращении граждан» четко регламентированы полномочия всех должностных лиц относительно рассмотрения обращений граждан. В частности, закон говорит, что ответы на такие обращения предоставляются только за подписью министра или лица, исполняющего его обязанности.

Понятно, что при такой отписке для М. Хабарова обращение в суд было единственным выходом в отстаивании своего права на получение жилья, потому что было очевидно, что министр обороны обращения не рассматривал и решения не принимал. Но поскольку персональную ответственность за исполнение министерством и его соответствующими структурами и подчиненными должностными лицами возложенных на них обязанностей несет все-таки министр обороны, который также отвечает и за состояние рассмотрения обращений граждан, М. Хабаров просил признать действия и решение министра обороны по рассмотрению обращения и принятию по ним решения неправомерными.

Военный суд отказал в удовлетворении требований жалобы. Военная судебная коллегия Верховного суда Украины кассационную жалобу Хабарова М.А. также оставила без удовлетворения, а решение военного апелляционного суда Центрального региона от 22 октября 2002 года — без изменений, да еще и без права на обжалование.

Однако 2 сентября 2003 года уже Соломенский районный суд г. Киева своим постановлением обязал Министерство обороны Украины обеспечить семью М. Хабарова жильем. Именем Украины. Решение суда с того времени стало законом. Но для всех ли, если до сих пор оно не выполнено?

Один из заместителей министра обороны, отставной генерал медицинской службы Владимир Пасько как-то в ведомственной газете признался, что мама выносила его под пулями бандеровцев, когда его отец боролся с бандформированиями в Западной Украине. Может, поэтому он и вычеркнул недавно М. Хабарова из списков на получение жилья, объясняя это, правда, тем, что у него (Хабарова) уже взрослые дети. Будто у Хабарова, который прослужил в армии 36(!) лет должны быть малолетние дети, хоть на самом деле так оно и есть — Михаил Александрович и Людмила Александровна усыновили пятилетнего Сашу, взяв его из детского дома.

Что делать в этом случае? Где искать справедливости? Хочется надеяться, что в решении проблемы одного из сыновей борцов за свободу этого народа вмешается Президент Украины, которого всеми силами поддерживал Михаил Хабаров, возглавив формирование сил Национального спасения осенью 2004 года.

Николай СЕЛЮК, юрист и правозащитник
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ