Евросоюз раз и навсегда решил прекратить разговоры относительно границ и сроков своего расширения. В конце прошлой недели законодательный орган ЕС — Европарламент — принял резолюцию, в которой поручил исполнительному органу ЕС — Еврокомиссии — до конца года представить доклад об установлении границ Евросоюза. За принятие резолюции проголосовало 397 депутатов, против — 95 и 37 воздержались. В своей работе Еврокомиссия должна учесть не только обещания, данные странам-кандидатам на вступление и потенциальным кандидатам, но и способность самого Евросоюза принимать новых членов. Для этого ей нужно будет определиться «с природой самого ЕС, включая его географические границы». Кроме того, Еврокомиссия должна разработать «информационную стратегию, чтобы удовлетворить законный интерес европейской общественности относительно европейского расширения и интеграции». В качестве рекомендации депутаты Европарламента предлагают установить тесные многосторонние отношения с теми европейскими странами, которые не получили четкой «перспективы членства». Их более счастливые соседи также могут поддерживать подобные отношения, которые стали бы для них промежуточным шагом на пути к членству. В то же время европейские парламентарии сделали более жесткой свою позицию относительно потенциальных новых членов — они должны не только достичь условий вступления в элитный клуб, но и начать активно внедрять их в жизнь.
Не будет ли угрожать Украине одобренная Европарламентом резолюция? Не закроются ли перед ней двери ЕС? На вопрос «Дня» ответил вице-президент Европейского парламента Януш ОНИШКЕВИЧ.
— Какие риски для Украины несет принятие этой резолюции?
— Я надеюсь, что это не сильно скажется на европейской перспективе Украины. Европейский парламент дал четко понять, что Украина должна получить такую перспективу. В конце концов, во всех базовых документах ЕС речь идет о том, что каждая европейская страна, которая отвечает европейским стандартам и имеет желание присоединиться к ЕС, имеет право это сделать. Таким образом, цель этой резолюции не в том, чтобы ограничить расширение ЕС, а просто дать понять, что такие страны, как Израиль или Марокко, очевидно, не могут быть приняты в ЕС, но Украину нужно принять.
— Какие были предпосылки для принятия этой резолюции и каково ваше личное мнение относительно этого документа?
— Европейский Союз должен сохранять определенное состояние. В ином случае будет очень сложно формировать общую внешнюю политику и политику безопасности, это влияет на развитие общей экономической политики. Также важно построение дружеского соседства вокруг Европы. Учитывая это, Европейский Союз не должен развиваться и расширяться, используя дискриминацию, но его границы должны ограничиться побережьем Средиземного моря, а на восточноевропейском направлении должны остаться открытыми для всех стран, которые сейчас находятся между ЕС и Россией, включая Украину, во всяком случае, в далеком будущем. Большинство представителей Европейского парламента считает, что декларирование расширения Европейского Союза привело к определенным проблемам не только из-за стран, которые в последнее время присоединились к ЕС, но и из-за стран, которые получили перспективу членства, — это Румыния и Болгария, а также Хорватия и, возможно, страны Западных Балкан плюс Турция, представляющая особый случай. Вот почему на сегодняшний день требовать от Европейского Союза четкого заявления о готовности принять Украину в свои объятия весьма преждевременно. Но, на мой взгляд, в дальносрочной перспективе членства не избежать, если Украина будет придерживаться идеи вступления в Евросоюз.
— Как вы голосовали по этой резолюции?
— Я голосовал за принятие резолюции. Я надеюсь, что Еврокомиссия не только примет на рассмотрение эту резолюцию, но и серьезно отнесется к важным вопросам, о которых в ней идет речь. Я уверен, что она не создаст каких-то барьеров для членства Украины в ЕС, даже если это не угрожает ей в ближайшее время. Например, сравнивая с польским опытом, ситуация несколько отличается. Польша подписала Соглашение о возможной ассоциации в 1991 году. В этом соглашении уже была заложена одна сторона декларации нашего желания вступить в ЕС, которую он на то время принял. Мы вступили в Евросоюз в 2004 году. Очевидно, у нас были некоторые преимущества, поскольку у нас были лучшие начальные позиции для начала переговоров с Евросоюзом, нежели сейчас у Украины. Таким образом, вы не должны испытывать несправедливого отношения.
— Как, на ваш взгляд, парламентские выборы в Украине повлияют на ее евроинтеграционный курс?
— Я боюсь, что эти выборы могут повлиять на скорость продвижения Украины к членству в Европейском Союзе. Если результатом выборов будет меньшая целенаправленность на пути к Европейскому Союзу, если процесс внедрения политических, экономических и социальных институций в Украине будет заторможен, то европейская перспектива Украины померкнет. Впрочем, я не настаиваю на проведении реформ через силу только потому, что этого требует Евросоюз. В конце концов, эти реформы идут на пользу стране. То, что мы сделали для подготовки к вступлению в ЕС, не было результатом каких-то безосновательных требований Евросоюза. Это пошло нам на пользу.