Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Джазовый вихрь состоялся

Репортаж с концерта американского саксофониста Эрика Мариенталя и «РадиоБэнда Александра Фокина», который происходил 5 марта в Октябрьском дворце
9 марта, 2006 - 18:56
«СПАСИБО, БЭБИ, ТЫ ВЕЛИКОЛЕПНА!» — «ТЕБЕ СПАСИБО, ЭРИК, ТЫ ИГРАЛ «НА ОТРЫВ» (В РОЛИ «БЭБИ» — ПЕВИЦА ОЛЬГА НЕКА) / ЭРИК ИГРАЕТ НА САКСОФОНЕ ЗАКРЫВ ГЛАЗА, ВОКРУГ КОТОРЫХ ЛУЧАМИ РАСХОДЯТСЯ МОРЩИНЫ. ОН САМОЗАБВЕННО УНОСИТ НАС КУДА-ТО СВОИМ МАГИЧЕСКИМ ВОЗДУШНЫМ ПОТОКОМ... АЛЕКСАНДР ФОКИН ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕДИТ ЗА СЛАЖЕННОСТЬЮ СВОЕГО «РАДИОБЭНДА». СТИЛЬ В МУЗЫКЕ (ДА И В ЖИЗНИ) — ЭТО ВСЕ. ПОЭТОМУ ДАЖЕ ЦВЕТ СИНТЕЗАТОРА И МОДНОГО СВИТЕРА ФОКИНА СОВПАДАЮТ НЕ СЛУЧАЙНО...

СТИЛЬНЫЕ РЕБЯТА

Интрига была в том что, Эрик являлся музыкантом знаменитого в 80-х оркестра «Chikc Corea Electric Band», который был детищем Чика Кориа (ученика великого Майлса Дэвиса). Вместе с мэтром Мариенталь записал несколько альбомов, ставших классикой стиля фьюжн («сплав» — джаза и рока). В общем, Эрик имел непосредственное отношение к грандам джаза, а значит и сам должен быть мастером экстракласса. Фото на буклете улыбчивого, спортивного мужчины вызывало дополнительный интерес у дам. Ажиотажа в Международном центре культуры и искусств не наблюдалось, но публика пришла.

И вот на сцене появился «РадиоБэнд»: полтора десятка музыкантов во фраках. Их руководитель Alex Fokin выглядел менее консервативно: на нем были рубиновый свитер Diesel и черные кожаные брюки. Седой ежик и небольшие стильные очки. Манера держаться у Фокина тоже была более раскованной (я бы даже сказал немного нахальной), подчеркивающей его лидерство.

Начали ребята с композиции «Anaconda». Это была отличной инструментальной штукой, но не более. Затем они бахнули известный хит 1983 года рок-группы «Yes» — «Owner Of A Lonely Heart». Воспроизвели они его с достаточной степенью похожести, заменив вокальные партии — духовыми.

На манеру игры Александра Фокина (синтезатор), по-видимому, серьезное влияние оказал бывший патрон Мариенталя — Чик Кореа. А может в еще большей степени другой гранд фьюжн — клавишник Херби Хенкок (тоже «выпускник» оркестра гениального трубача Майлса Дэвиса), поскольку он делает аранжировки на синтезаторе, имитирующие (в определенной степени) трубу.

За этой музыкой угадывается отражение диссонансов крупного индустриального центра. Его потребительского голода, его конвейерного устройства. Конечно, обо всем этом «сообщается» не без иронии. Фокин, как мне кажется, работает в том же ключе, только менее темпераментно. Часть «черного» джаза съедается склонностью «белых» к размышлениям (делаем поправку на «горе от ума»). Однако само это направление требует стильности ( для чего необходим профи-уровень) и это Александру удается. (Для чего, наверное, в украинских реалиях надо приложить титанические усилия).

Хотя в исполнении «РадиоБэнда» все еще много остается «машинного». Даже бас-гитарист — без отрыва от партитуры. Не хватает чувства! Это все равно что заниматься любовью, поглядывая в Кама Cутру... Однако в четвертой композиции неплохое соло на трубе выдал Валерий Щерица (заслуженный артист Беларуси). Вещь получилась жалостливая, с оттенком ностальгии.

На сцену вышла молодая молдавская певица Ирина Костина в красно-черном, обтягивающем платье. Ее фигура произвела благоприятное впечатление на мужскую часть зала. Пела она несколько зажато, а двигалась наоборот — довольно эротично.

«Funky Cha-Cha» окончательно приободрил зал. Фанк, со своим характерным ритмом, вообще несет могучий сексуальный заряд и даже несколько автоматическое исполнение такой музыки, смогло донести до публики соленый привкус флирта.

Появилась вокалистка «РадиоБэнда» Ольга Нека — в черном платье с алыми розами. Ее исполнение было гораздо более эмоционально свободным, чем у предшественницы. Духовая секция, подстегнутая певицами к девятой композиции неплохо «раскачалась». А вещичка «Stop By Monie’s» получилась уже неприкрыто страстной!

Последний номер в первом отделении «РадиоБэнда» был жестким инструментальным фанком, и хотя техника оркестра позволила с ним справится, по артистичности они не дотянули. Еще немного — и плазма бы зажглась. Чуть не хватило напряжения!

АМЕРИКАНСКАЯ ПОМОЩЬ

После антракта по этой части коллектив был значительно усилен Эриком Мариенталем. Очень вовремя на сцене оказался стройный, высокий (фото в проспекте не обмануло), атлетически сложенный артист, внешне смахивающий на Джо Дассена. Он по-американски лучезарно улыбался.

На нем был обыкновенный темный костюм и весьма непритязательные туфли (к примеру, у оркестрантов обувь была лакированной). Однако, когда он задул в своей тенор-саксофон — эмоционально все преобразилось. Мощное давление его хриплых пассажей невозможно было игнорировать. После взрывного соло в середине первой вещи звучание саксофона стало более тягучим, а затем оборвалось на фантастически нежной ноте. Публика взревела! Эрик, что называется, «дожал» народ. То, что пытались сделать в первом отделении его украинские коллеги.

После «подключения» Мариенталя концерт перешел на новый энергетический уровень.

Конечно, в целом американский саксофонист исповедует ничем не примечательный мейнстрим (основное направление), без авангардных или новаторских открытий, он повторяет наработки великих предшественников, но на этом поле — он превосходный игрок. Можно отметить и юмор, который органично присутствует в его композициях. Вероятно, именно таким образом проявляется его собственный характер.

Эрик играет закрыв глаза, вокруг них лучами расходятся морщины. Он стоит у самого края сцены, широко расставив ноги, и самозабвенно уносит нас куда-то своим магическим воздушным потоком...

Ведущий Алексей Коган сообщил в перерыве между композициями подробности биографии американца. Оказывается, в составе «Chick Corea Electric Band» тот объездил с гастролями 65 стран. Немного на свете артистов, которые могут похвастаться таким уникальным эстрадным опытом.

В композиции «Sugar» у него завязался музыкальный диалог с Валерием Щерицей: подначивая друг друга, они стали искусно выстраивать совместную игру. Их рваные фразы напоминали или шуточную ссору, или какой-то экспрессивный разговор. Когда музыканты попадали в унисон — это особенно «брало».

Заокеанский гость затем виртуозно свинговал («раскачивал» мелодию) по очереди с клавишником, гитаристом, альт- и тенор-саксофонистами. Последние двое — совсем молодые ребята: Евгений Афанасенко и Павел Гузев.

Противореча своей внешности школьника-аккуратиста, Женя внезапно выдавал такой бурный каскад аккордов, что в «буйстве» почти не уступил американцу. Однако с кем бы Эрик не соревновался (условно), это напоминало, будто самолет- истребитель спустился с высоты, дабы «пообщаться», полетать бок обок с «турбовинтовыми» братьями. Но как только «диалог» прекращался, он тут же стремительно взмывал в верхние слои, демонстрируя реактивную мощь своего таланта.

Восьмая композиция второго отделения Джо Завинула «Mercy, Mercy, Mercy» стала кульминацией шоу. К Мариенталю присоединились и трубач Валерий Щерица, и певица Ольга Нека. Втроем они полностью «ушли в отрыв», вызвав благодарные овации зала! Через некоторое время народ стал аплодировать стоя. Это был триумф!

ОБМЕН ЛЮБЕЗНОСТЯМИ И ЛЮБОВЯМИ

Музыканты благодарно кланялись, Эрик выучил два слова на русском и украинском: «спасибо» и «дякую». И старательно воспроизводил их в паузах под аплодисменты и добродушный смех. Всем своим поведением и видом Эрик являл собой образ идеального американца: добрый малый, не без юмора, возможно, не очень глубок, но зато легок и прост в общении. И, разумеется, силен! Эрик настолько убедителен во всех своих ипостасях: прямо как американец из рекламного ролика.

В качестве подарка ему была вручена вышиванка. Эффектная девица в серебряном платье торжественно вынесла ее на сцену. Двусмысленно подмигивая, парочка удалилась за кулисы. Через некоторое время оттуда радостно выпрыгнул Эрик уже в вышиванке, которая отлично на нем смотрелась.

Горжусь, что до меня первого дошло: (раз все равно восторженно ревем) почему бы не попросить еще этого музыкального «блюда»? И вместо «браво», заорал «на бис!» Клич был подхвачен!

Музыканты, посовещавшись с минуту, опять грянули «Mercy, Mercy, Mercy». Зал, наэлектризовавшись, вернул часть душевной энергии артистам, и они исполнили эту благодарственную вещицу с еще большим энтузиазмом! Троица: Мариенталь, Щерица, Нека — превзошли себя! Рядом заслуженно сиял и Александр Фокин, вполне довольный своими подопечными.

Народ расходился глубоко удовлетворенный, живо обсуждая услышанное и увиденное. Коган шутливо заметил напоследок, что у кого будет желание и деньги может смотаться на следующее выступление Эрика, которое скоро состоится в Калифорнии. Не знаю, как будет там, а у нас праздник удался!

Константин РЫЛЕВ, фото Бориса КОРПУСЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ