Недавно ватиканское информационное агентство Zenit взяло интервью у сестры Марии — директора Римского института св. Доминика, доктора философии. Главной темой обсуждения была возможность нормального межконфессионального и межрелигиозного сосуществования, в частности, совместного обучения граждан нашей планеты. Иными словами — проблема толерантности. Это очень чувствительный общественный цветок, который многие «исповедуют» и афишируют, но чаще всего только до тех пор, пока его вера или взгляды находятся «сверху». Нижеприведенные мысли сестры Марии из Рима еще раз показывают, что уважение к другим, к их взглядам и вере не появляется само собой или в результате деклараций или обещаний — толерантность нужно лелеять, воспитывать с детства, что является совсем не простым и не всегда благодарным делом. Отметим, что в Институте св. Доминика 400 студентов из 50 стран, в том числе христиан различных конфессий, мусульман, а также атеистов.
Интервью с сестрой Марией дает ответы на такие существенные, общественно значимые вопросы, решение которых ищет сегодня также Украина. Вот некоторые из них.
— Какую роль играют католические школы в мультирелигиозном обществе во времена глобализации? Каким образом можно формировать образовательные и воспитательные программы в условиях, когда ученики или студенты относятся к различным религиям или являются атеистами? Какие методики необходимы для учебного процесса? Каким образом можно работать со студентами различных конфессий и одновременно оставаться католическим учебным заведением? Какие проблемы здесь возникают и как эти проблемы разрешаются? Что является наиболее важным, главным в обучении и воспитании молодых людей?
Начнем с ответа сестры Марии на последний вопрос: «Наиболее важным подходом к процессу образования является всестороннее воспитание человека (ученика, студента), а не только академические курсы по различным предметам. Очень существенно и то, что именно такой подход совпадает с пожеланиями большинства родителей; и это независимо от их религиозной принадлежности. Институт св. Доминика делает все возможное для того, чтобы донести к каждому ученику общечеловеческие фундаментальные ценности, которые он возьмет в свою будущую взрослую жизнь. Воспитание студента, как правило, опирается на его жизненный опыт и на те привычки, которые он приобрел дома, в своем привычном окружении. Мы не «переплавляем» молодого человека, не отрываем его от уже приобретенного опыта, а опираемся на него. Тем более, что религиозная проблема всегда есть и остается проблемой личности».
Одна из основных задач Института, которой уделяется очень большое внимание, состоит в том, чтобы научить учеников жить вместе — в сообществе. Ведь другие люди всегда отличаются от нас; даже тогда, когда относятся к той же национальности, не говоря уже о людях другой расы или религии. И очень важно убедить каждого ученика в том, что другой всегда заслуживает уважения — при всех его отличиях. Научить этому не просто», это одна из наиболее сложных проблем воспитания человека, ведь человеку не легко принимать и воспринимать то, чего он не понимает в других: привычки, одежда, реакции на те или иные события, убеждения, веру и тому подобное.
Итак, Институт уделяет очень много внимания воспитанию уважения к другому, как таковому. И постепенно, в процессах обучения и общения, поведение, реакции учеников меняются — они раскрываются друг перед другом, учатся слушать и уважать своих коллег, возникает общее между ними, они начинают интересоваться другим. Для педагогов это очень нелегкая работа, так же, как нелегким является нормальное сосуществование различных людей в этом мире. И чем большая разница между людьми, тем более трудная задача стоит перед учителем. Но очень большая радость для педагога видеть, как меняется поведение детей, как они действительно объединяются вокруг общего для всех. Только в очень немногочисленных случаях в институте наблюдаются проявления расизма. Чаще бывают дискуссии, а не презрительное отчуждение или вражда между учениками.
Интересно и то, что даже изучение религии не является нерешаемой проблемой в доминиканском институте, хотя здесь действительно есть основания для вопросов и дискуссий. Например, почти всегда поднимается вопрос: «Почему католики, христиане, а не мусульмане являются всегда правыми? Кто является судьей?». «Но мы, — говорит сестра Мария — уважаем мусульман и их религию Ислам и никогда не занимаемся «перевербовкой» студентов, т.е. прозелитизмом. А если ученик-мусульманин хочет принять участие в катехизации (изучать основы католицизма), мы всегда обращаемся к его родителям за разрешением. Поэтому есть уверенность, что уважая различие в мировоззрениях и верованиях, мы будим экуменизм.
В общем, в институте существует большое уважение к свободе убеждений наших учеников. Так, когда ученик происходит из атеистической семьи, то еще при регистрации и приеме в Институт родители информируются о том, что изучение религии является частью учебных программ. Если родители с этим соглашаются, то дети атеистов изучают этот курс — как для религиозной культуры, так и для того, чтобы не быть изгоями. Так же ведут себя христиане некатолики. А кто не согласен, тот должен выбирать другое заведение.
Во многих других случаях, однако, право выбора предоставляется ученикам. Так недавно, представители института были приглашены на аудиенцию к Римскому Папе Бенедикту VI. Ученики-мусульмане были также приглашены — по желанию. И получилось так, что мало кто из них отказался — большинство захотели участвовать в этом «семейном» празднике аlma mater. Потому что им нравится школа, что у них было право выбора и что преподаватели с уважением отнеслись к любому их решению.
В общем, уважение к ученику — это первая и важнейшая вещь, которой никогда не бывает много в любой школе. Уважение в самом широком смысле этого слова. Это не только принятие других со всеми их различиями и странностями. Уважение — это более широкое понятие, которое включает и окружающую среду и, в частности, оборудование института, и учет самых больных проблем своего собеседника и тому подобное.
Госпожа Мария касается в своем интервью также проблемы персонала института, качеств поведения учителя, которые оцениваются уровнем его отношений с учениками, заинтересованностью в успехах молодых людей, переживания их проблем как своих. Ведь можно находиться в аудитории и одновременно отсутствовать, на что немедленно реагируют студенты.
Возможно, именно такие многоконфессиональные школы могут в будущем стать залогом религиозного мира, религиозной толерантности.