«Более половины этой битвы происходит на информационном поле, так как мы участвуем в информационной войне за сердца и умы мусульман». Эти слова принадлежат не какому-нибудь агенту по связям с общественностью, а главному помощнику Осамы бен Ладена Айману аль-Завахири.
Террористы искусно адаптировались к ведению войн в современном информационном веке, а Америка и правительства других демократических стран в основном не научились этому. Задумайтесь: у яростных экстремистов есть свои собственные «комитеты по связям со средствами информации», целью которых является манипулирование мнением элиты. Они планируют и разрабатывают эффективные атаки с помощью газетных заголовков, используя все средства связи для того, чтобы запугать свободных людей и лишить их коллективной воли.
Они знают, что информации нипочем границы, и что одна умело составленная новость может нанести нам столько же урона (и быть настолько же полезной им), как любая военная атака. К тому же, они способны действовать быстро, располагая небольшим количеством людей и скромными возможностями по сравнению с большими и дорогостоящими государственными аппаратами правительств демократических стран.
Сегодня мы участвуем в первой войне века электронной почты, блогов, портативных устройств блэкберри, мгновенной передачи сообщений, цифровых фотоаппаратов, интернета, мобильных телефонов, радио и круглосуточного вещания новостей. Тираж самой популярной газеты Туниса — примерно 50 000 экземпляров (при населении в 10 миллионов человек). Но даже в беднейших районах страны можно увидеть спутниковые тарелки почти на каждом балконе или на крыше дома.
Несколько лет назад, при власти Саддама Хуссейна, жителю Ирака могли отрезать язык за пользование спутниковой тарелкой или интернетом без разрешения правительства. Сегодня и в Ираке спутниковые тарелки повсюду.
К сожалению, многие каналы новостей, транслируемых через эти тарелки, враждебны Западу. Информационные службы во многих частях мира часто предназначены для нагнетания обстановки и искажения действительности, а не для объяснения и информирования. В то время как «Аль-Каида» и экстремистские движения использовали данную возможность в течение многих лет, все более отравляя мнение мусульманского сообщества о Западе, мы едва начали соперничать с ними.
Мы это видели в прошлом году на примере ложных заявлений о надругательстве над Кораном. Вначале данная новость была опубликована в еженедельном журнале новостей, затем размещена на интернет-страницах, ее отправляли по электронной почте, повторяли по спутниковому телевидению и радиостанциям в течение многих дней, до того как можно было установить правдивость данных фактов. Эта лживая новость возбудила жестокие антиамериканские восстания в Афганистане и в Пакистане.
Военные Соединенных Штатов потратили много времени на нахождение фактов, подтверждающих лживость данных заявлений. А в это время погибали невинные люди.
Но мы начинаем приспосабливаться. Например, в Ираке военные США в тесной связи с правительством Ирака, разрабатывают нетрадиционные средства предоставления жителям Ирака достоверной информации. Однако это преподносят как «покупку новостей». Затем следуют критические отзывы прессы, которые приводят к исчезновению всей подобной активности и инициатив. Это приводит к «эффекту охлаждения» среди тех людей, которые задействованы в сфере связи военных с общественностью: они делают вывод о том, что общество нетерпимо к инновациям.
Подумайте на секунду об огромном количестве колонок в газетах и часов на телевидении, посвященных утверждениям об издевательстве над военнопленными в тюрьме Абу-Грейб. Сравните это с объемом новостей, посвященных осуждению, например, Саддама Хуссейна, в связи с обнаруженными массовыми захоронениями сотен тысяч невинных жителей Ирака.
Правительства свободных стран должны разработать основные компоненты для каждого из аспектов этой битвы. Действительно, чем больше времени уйдет на создание стратегического способа информирования, тем больше вакуума будет заполнено противником.
Есть, тем не менее, знаки небольшого прогресса. Вскоре после разрушительного землетрясения в Пакистане, в пострадавший район прибыла группа по связям с общественностью вместе с большим количеством наших вооруженных сил. Целью данной группы было привлечь внимание средств информации к готовности Америки помочь жителям Пакистана. Исследования общественного мнения, проводимые частными группами до и после землетрясения, показывают, что после этих событий отношение пакистанцев к США резко изменилось.
Усилиями правительства по связям с общественностью постепенно начинается переориентация штата сотрудников, планов работы и бюрократической культуры для наиболее полного использования сегодняшних возможностей средств информации.
Однако правительству следует разработать институциональную способность предвосхищать новости противника и действовать в пределах тех же тем для новостей. Для этого необходимо внедрять круглосуточные центры прессы и развивать работу в интернете, а также другие информационные каналы до статуса традиционных средств информации двадцатого века. Следует меньше полагаться на традиционные печатные средства информации, т.к. и в США, и во всем мире люди читают газеты все меньше.
Это будет также означать внедрение новых способов задействования людей по всему миру. Во время «холодной войны» такие структуры как «Радио Свободной Европы» были очень ценными. Нам следует обсудить возможность создания новых организаций и программ, которые могли бы сыграть подобную важную роль в войне с терроризмом.
Мы ведем войну, в которой на карту поставлен наш образ жизни. Центр притяжения данного сражения — это не только поле боя. Эта война проверяет силу нашей воли и будет выиграна в сфере мирового общественного мнения. Несмотря на то, что преимуществом противника является искусное манипулирование средствами информации в своих целях, у нас тоже есть преимущество: правда на нашей стороне, а правда всегда побеждает.
Дональд РАМСФЕЛЬД — министр обороны США