Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Кто хочет слышать — услышит»

2006-й весь мир отмечает как Год Шостаковича
14 февраля, 2006 - 20:08
ДМИТРИЙ ШОСТАКОВИЧ: «ЛЮБЫЕ СЛОВА МЕНЕЕ ВАЖНЫ, ЧЕМ САМА МУЗЫКА» / ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

С 22 января по 19 сентября в Национальной филармонии Украины пройдет цикл концертов «Все симфонии Дмитрия Шостаковича», посвященный 100-летнему юбилею великого композитора. В нем примут участие два крупнейших киевских симфонических коллектива: Национальный заслуженный академический симфонический оркестр Украины под управлением Владимира Сиренко и Симфонический оркестр Национальной филармонии Украины под управлением Николая Дядюры. А Киевский камерный оркестр под управлением Романа Кофмана в апреле исполнит Симфонию № 14. На этот год запланировано немало проектов, где будут представлены и другие произведения Д. Шостаковича — скрипичный и фортепианный концерты, музыка к спектаклям, сюиты — в исполнении как отечественных, так и зарубежных музыкантов.

Музыку Дмитрия Шостаковича трудно назвать легкой для восприятия, но, тем не менее, она пользуется непреходящим успехом. Причина этого, вероятно, в том, что Д. Шостакович один из немногих воплотил в музыке все противоречия ХХ века. Прославленный советский композитор, пианист, педагог, музыкально-общественный деятель, народный артист СССР, доктор искусствоведения, обладатель множества наград (среди которых — диплом на I Международном конкурсе пианистов им. Ф. Шопена в Варшаве), член различных обществ, ряда зарубежных академий искусств, почетный доктор многих университетов, лауреат множества премий, Д. Шостакович ненавидел и презирал советскую власть, которая обеспечила ему столь высокий статус. Однако, опасаясь ареста, который на фоне арестов друзей казался неминуемым, композитор никогда не вступал в открытый конфликт со властью. Он был беззащитен перед ней и знал это. Сильный характер сочетался в нем с внешней мягкостью.

«Всю жизнь меня поносили за пессимизм, нигилизм и прочие социально опасные качества, — говорит он. — Я хотел бы, чтобы моя жизнь была спокойной и счастливой». Не удивительна нервозность Дмитрия Дмитриевича, которая усугублялась с годами. На протяжении многих месяцев он ставил у кровати на ночь чемоданчик с вещами. В то же самое время до 1953 года Д. Шостакович пять раз получал Сталинскую премию и чуть было не выиграл конкурс на гимн СССР! Он так искусно шел на компромисс, что даже заказная музыка не могла скрыть его талант и профессионализм. Все посвящения революции и Ленину не уничтожали человеческую душу и не отменяли в его творчестве главного — честности гения, который говорит на другом, высшем языке. Д. Шостакович считал себя человеком религиозным и даже пытался на этом основании отказаться вступить в партию, но его все же втянули туда. Дети вспоминали, что отец плакал всего дважды в жизни: когда умерла их мать и когда ему всучили партбилет. Композитор, обладающий изумительным и оригинальным даром, вообще не хотел терпеть никакой власти над собой. Острое чувство справедливости, благодаря которому Шостакович во время пребывания на руководящих постах (например, будучи главой Союза композиторов) всячески старался уберечь от преследований своих талантливых коллег, и его благородство нередко оборачивалось против него.

Д. Шостакович постоянно чувствовал угрозу в окружающем мире: «Почему-то мне кажется, что все смотрят на меня. Кажется, что все перешептываются, оглядываются мне вслед. И, главное, кажется, что все ждут, когда я упаду. Или хотя бы споткнусь. И от этого у меня ощущение, что я сию минуту споткнусь. Когда в зале тушат свет и начинается спектакль или музыка, я почти счастлив. Но едва зажгли свет — и я снова несчастен. Потому что опять открыт любому постороннему взгляду. И ведь меня очень тянет к людям. Но если бы я стал невидимым, тогда другое дело. Думаю, это у меня только в последние годы. Когда-то я большое удовольствие находил в том, чтобы появляться на людях. Замечу, что я всегда переживал, когда читал или слышал о себе что-нибудь пасквильное. От критики я нервничаю. Хотя и мало ее уважаю. Мне кажется, что современный мир как будто специально оборудован нынче для того, чтобы человек погиб. Слишком много людей стараются в данном направлении и прилагают к сему свои, видимо, недюжинные способности». Не случайно одна из центральных тем музыки Д. Шостаковича — тема смерти. В 17 лет, работая тапером в синематографе, Д. Шостакович заболел туберкулезом лимфатических желез, жизнь ему спасла только настойчивость ректора консерватории Глазунова, который отправил Дмитрия Дмитриевича после операции на лечение в Крым. Окончив Ленинградскую консерваторию, он прошел курс по фортепиано у Л. В. Николаева, курс по композиции у М. О. Штейнберга, Д. Шостакович концертировал как пианист, участвовал в ансамблях, исполняя свои произведения. С 1937 г. преподавал композицию (с 1939 г. — профессор) в Ленинградской, в 1943—1948 гг. в Московской консерваториях.

«Говорят, музыка понятна без перевода. Я хочу в это верить. Пока что я вижу: музыка нуждается во множестве сопроводительных слов, чтобы ее поняли в другой стране. А у меня есть музыка. И довольно много музыки. Обо мне пусть судят по моей музыке. Музыка человека высвечивает до дна. И она же для него — последняя надежда и последнее прибежище. Может ли музыка нападать на зло? Может ли заставить человека призадуматься? И тем привлечь внимание человека к разным мерзостям, ему привычным?» И действительно — суть войны можно понять без всяких слов, услышав Седьмую симфонию Д. Шостаковича.

Композитор говорит и об украинских музыкантах. Ничего удивительного — украинская культура не меньше, а то и больше других пострадала от деспотизма тоталитарной советской власти. «По Украине, по ее дорогам испокон веков бродили певцы. Их там называли лирниками и бандуристами. ... это были люди слепые и беззащитные. Но никто их никогда не трогал. И не обижал. Обидеть слепого — что же может быть позорнее? И вот в середине 30-х годов на Украине объявили, что должен состояться... I Всеукраинский съезд кобзарей и бандуристов. Дескать, надо всем народным певцам собраться вместе. И обсудить, что делать на будущее. И тогда «жить им станет лучше, жить им станет веселее», как Сталин сказал. И слепые поверили. Со всей Украины, из маленьких, всеми забытых сел, приползли на свой Первый съезд. Сошлось их довольно много, говорят, несколько сотен человек. Это был живой музей. Живая история страны. Все ее песни. Вся ее музыка и поэзия. А их почти всех расстреляли. Почти всех этих несчастных слепцов».

Сценические произведения Д. Шостаковича занимают особое место в мировой музыкальной культуре. Однако его деятельность в области музыкального театра была прервана появлением в газете «Правда» статей «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь». Одним из знаковых произведений в своем жанре стала опера «Леди Макбет Мценского уезда». Кстати, известно, что сам автор предпочитал постановку этой оперы в Киеве другим трактовкам. Впрочем, в том же Киеве в 1936 г. и газеты встретили композитора статьей «К нам приехал враг народа Д. Шостакович»...

Концерты для фортепиано, для скрипки, для виолончели с оркестром, камерные и фортепьянные произведения Д. Шостаковича сразу завоевали искреннее признание и сохраняют свою популярность и поныне. Особая тема — это Д. Шостакович и кино: его музыка сопровождает такие легендарные фильмы, как «Молодая гвардия», «Овод», «Гамлет», «Король Лир». Романсы и песни на великолепные тексты (от Микеланджело Буонаротти до С. Черного) до сих пор могут стать гвоздем любой программы и очаровать самую взыскательную публику. Знаток лучших образцов русской и зарубежной музыки, непревзойденный мастер оркестровки, Д. Шостакович создал собственный неповторимый и безошибочно узнаваемый стиль. Разнообразнейшие жанры его творчества, симфоническая и хоровая музыка, оперы и балеты, стали классикой музыки ХХ века, не потеряв при этом своей свежести и актуальности. Ведь в них нашли свое отражение и философские воззрения, и личные переживания, трагизм и сарказм, тонкая лирика и судорожное веселье...

Однако Д. Шостакович слишком неоднозначен, чтобы его музыку возможно было описать словами. Сам он говорит об этом: «Я пишу музыку. Кто хочет слышать — услышит. В ней все сказано. Она не нуждается в комментариях. Любые слова о музыке менее важны, чем сама музыка. С глухими говорить не о чем. Обращаюсь только к тем, кто слышит. И только с ними собираюсь вести разговор. Только с теми, для кого музыка важнее слов».

Елена ЖУКОВА, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ