Все-таки прижился у нас этот романтический и светлый праздник — День влюбленных. Хотя он совершенно не коллективный, он — только для двоих. И если эти двое действительно влюблены, то стремятся в этот день убежать от всего мира, а еще лучше — в другой мир. Туда, где все знакомо и в тоже время необычно, где даже камни рвутся ввысь, а прожженные циники становятся неисправимыми романтиками. Я была в таком мире. Он вполне реален и он — очень близко. Это Чехия. Да, та самая Чехия, которая в объединенном со Словакией составе была нашей соседкой по соцлагерю. Не стильная Англия, не гламурная Франция, не темпераментная Италия, а скромная соседка по социалистической коммуналке. Но это не помешает вам влюбиться в нее с первого взгляда. Как это произошло и с корреспондентом «Дня», которая с группой журналистов из других украинских изданий недавно побывала в Чехии, за что отдельное спасибо Украинской туристической администрации. За пять дней мы объездили практически всю эту удивительную страну. И, конечно же, первым пунктом нашего маршрута была Прага.
СТАРЫЕ И НОВЫЕ ТРАДИЦИИ
С одной стороны — в Праге нет ничего такого, чего бывалым путешественникам не приходилось видеть в других городах Европы — те же узкие улочки, черепичные крыши, булыжные мостовые, бесконечно взмывающие в небо готические костелы и дворцы... Но с другой — только в Праге все это соединено, кажется, не людьми, но самим Господом, так как в человеческом мире нет совершенства, а Прага — именно такая: в ней ничего не хочется поменять: ни добавить, ни убавить.
Наша первая прогулка по городу состоялась в первый же день (точнее, вечер) пребывания в Чехии. Немного отдохнув в гостинице после перелета, мы погрузились в автобус, в котором за неделю нам предстояло проехать практически всю страну, и он довез нас до одного из исторических центров Праги — Старого Места. Однако прежде, чем мы увидели известные куранты на Староместской площади и прошлись по Карловому мосту, наш чешский гид Зденек остановил нашу группу у поворота в один из наиболее мистических районов города, где некогда находилось еврейское гетто. С еврейским районом связано множество мифов и сказок, самой известной из которых является история раввина Лева и созданного им из глины искусственного человека Голема — такого себе средневекового «Франкенштейна». Но самым впечатляющим местом, наверное, можно назвать знаменитое еврейское кладбище, основанное в начале XV века почти в самом центре Еврейского города. Это уникальное место потрясает! Дело в том, что площадь кладбища была строго ограничена и очень быстро места для усопших стало не хватать, а поскольку местная религиозная традиция запрещает нарушать покой умерших, на кладбище привозились все новые и новые слои земли. Старые надгробия вынимались и помещались на поверхности уже нового слоя, в результате чего возникло характерное нагромождение каменных стел. В некоторых местах погоста образовалось до двенадцати погребальных слоев. В настоящее время на кладбище находится почти 12 тысяч каменных надгробий различного возраста, начиная с 1439 года и кончая 1787 годом, когда было запрещено хоронить внутри населенных частей города. С начала XVIII века надгробия стали украшать различными символами и знаками, обозначающими происхождение, имя, либо профессию умершего. Вот скрипка — здесь погребли музыканта, вот ножницы — могила портного, над могилой книгопечатника или учителя вытесана книга, над аптекарем — ступа с пестиком. Каменные розы цветут над могилами рода Розен, а изображение сцены из описания жизни в раю указывает на место, где вечным сном спит Ева.
А еще в годы Второй мировой здесь было еврейское гетто. И о трагедиях, памятником которым стал этот квартал, очень красноречиво говорят цифры переписей пражского населения: до войны в городе жило 150 тысяч евреев, сейчас их — всего около тысячи.
Староместская же площадь потрясла, прежде всего, тем, что здесь мы наконец-то увидели в Праге... людей. Не одинокого случайного прохожего, кажущегося призраком на пустынных улицах и явно спешащего по очень срочному делу (иначе, что бы еще заставило его нарушить традицию ресторанно-домашнего вечера), а много праздно шатающихся людей. В основном, правда, — организованными группами — туристы, значит, как и мы. Где же местное население? Кажется, 7-8 вечера — самое время для променада. Но оказывается, чешское население после рабочего дня прогулкам предпочитает бдение у домашнего очага или неспешные беседы с друзьями за бокалом (и не одним) любимого пива в кафе или ресторане. Последнее, естественно, относится преимущественно к мужской половине населения. Как рассказала нам с типичной женской снисходительностью к мужским слабостям одна из наших экскурсоводов, чешские мужчины «по вечерам пьют пиво, ничего при этом не едят и разговаривают о жизни». Чехи — на первом месте в мире по количеству выпитого на одного человека в год пива (около 165 литров). А вот сколько в Чехии сортов пива — не знает никто: в каждом городке, а то и в каждой деревне — свой сорт. И каждый по оригинальным рецептам. Многие пивные заведения (а их в Праге насчитывается не одна тысяча) также имеют свои пивоварни.
Кроме того, чехи очень рано ложатся спать, так как очень рано встают — большинство предприятий начинают работать в 6 утра, дети идут в школу к восьми. Говорят, что эту традицию когда-то давно навязал чехам один из их королей, который был самым типичным «жаворонком», а при этом, видимо, еще и злостным деспотом, так как требовал, чтобы его народ просыпался и засыпал тогда же, когда и он.
Рассказывая нам о Староместской площади (бывшей торговой площади), Зденек обратил наше внимание на большую группу китайских туристов. Он рассказал, что в последнее время китайцы стали осаждать пражскую столицу с небывалым размахом. Секрет возросшей популярности красивейшего города в центральной Европе для населения далекой восточной страны — отнюдь не в отличной работе чешских пиарщиков в Поднебесной. Просто в Китае показывают... сериал «Любовь в Праге». Многие сцены «телемыла» были действительно отсняты в чешской столице, и теперь поклонники сериала, гуляя по каменному лабиринту пражских улиц, то и дело восклицают: «О, здесь он впервые ее встретил». «Здесь они поцеловались». «О, вот это кафе!». Кажется, украинским туристическим организациям стоило бы взять на вооружение этот прием и предложить кинематографам того же Китая какой-нибудь забойный сюжет на тему украинско-китайской лав-стори. Тем более что, учитывая количество китайских нелегалов в украинской столице, история эта была бы очень правдоподобной.
«СЕРДЦЕ ЕВРОПЫ»
Староместская площадь — очень притягательное место для туристов. Здесь каждый дом — это произведение искусства и целая история, состоящая как из достоверных событий, так и многочисленных легенд. А еще именно здесь находится «сердце Европы» (не путать с ее географическим центром в Карпатах). Оно обозначено на площади бронзовой нашлепкой, которую пересекает тонкая бронзовая линия, обозначающая проходящий через территорию Чехии меридиан. Говорят, если пройти по этому меридиану к «сердцу Европы», загадывая желание, то оно непременно сбудется.
Зденек также обратил наше внимание на еще одну группу людей, которые собрались у подножия Ратуши и, казалось, чего-то ждут. Мы тоже подошли. И узнали, что вот-вот должно начаться неизменно привлекающее туристов сказочное действо — бой Пражских курантов. По легенде, астроном Карлова университета, магистр Гануш, заканчивавший создание часов, был ослеплен сразу после завершения работы, чтобы он уже никогда не смог повторить свой шедевр. Куранты Староместской ратуши состоят из движущихся кукол, сферы и календаря. Каждый час под звон колокола старухи-смерти в оконных отверстиях над часами появляется процессия 12 апостолов. Занимательное зрелище.
Но с наибольшим нетерпением мы ждали того, без чего любая поездка в Прагу, согласно местной поговорке, считалась бы бесполезной — прогулки по Карловому мосту. Всего через реку Влтаву, разделяющую чешскую столицу, как Днепр украинскую, на два берега, перекинуто 18 мостов. Самый старый, самый красивый и самый романтический из них — Карлов мост, построенный в 1357 году. На нем установлено 30 скульптур святых, из которых самая известная — статуя Яна Непомуцкого, духовника королевы Софии, по легенде сброшенного с моста за то, что он не открыл Карлу IV тайну исповеди его жены. На статуе есть два священных места, которые отдают позолотой от многочисленных прикосновений, — здесь тоже можно загадывать желание — говорят, должно исполниться. Я, наверное, в таких местах загадываю какие-то неправильные желания — по крайней мере, не помню, чтобы хоть одно из них осуществилось. Знатоки утверждают, что особенно величественным и таинственным Карлов мост предстает поздним вечером, к огда спустившаяся с холмов ночь разгоняет пеструю толпу туристов и затягивает реку призрачным туманом. Тогда мост кажется бесконечным, а мир — каким-то ирреальным. Нам, наверное, повезло, потому что, мы другим (при дневном свете) его и не видели, хоть и хотели. Зато я помню, что впервые в этот наш первый вечер в Праге именно на Карловом мосту у меня появилось жгучее желание быть частью этого удивительного города, чтобы каждый вечер неторопливо гулять по этому мосту, и желательно — ни в одиночку. Это место не потерпит дисгармонии.
Среди других достопримечательностей Праги потряс также шедевр готической архитектуры — собор Святого Вита. Его строительство длилось 600 лет, наверное, поэтому собор и получился таким монументальным. И одновременно он изящный и какой-то ажурный. Главная башня уносится ввысь почти на сто метров, кое-где из стены высовываются каменные головы жутковатых чудищ, что вызывает невольные сравнения с парижским Нотр-Дамом. Здесь проходили коронации чешских правителей, некоторые из них здесь же и похоронены, поэтому собор для жителей Праги — место особенное, можно сказать, духовная, художественная и национально-историческая святыня. Сегодня здесь хранятся коронационные регалии чешских монархов.
А вообще описывать прелести чешской столицы — дело неблагодарное. Междометия: «Ах!» и «Вот это да!» наиболее точно передают восторг от увиденного в городе, однако не позволяют читателю увидеть предмет восторга своими глазами и пережить это же чувство. Так даже прочитав 10 страниц описания Нотр-Дама у Гюго все равно хочется лицезреть таинственный и величественный парижский собор лично. А информацию о достопримечательностях можно найти в путеводителях. Специалисты полагают, что в недалеком будущем Прага своей туристской привлекательностью затмит даже «вечный» Рим. Пророческие, видно, слова произнесла мифическая чешская княжна Либуше (с ее именем легенда связывает основание Праги): «Вижу город великий, до звезд вознесется слава его».
Впрочем, не только Прага, но и многие другие города Чехии непременно заслуживают того, чтобы их увидеть. Например, Чески Крумлов.
В ГОСТЯХ У СКАЗКИ
На подъезде к городу Чески Крумлов, наш гид Зденек сказал, что считает его вторым по живописности после Праги. Однако даже этим сравнением не подготовил нас к тому, что мы увидели. Вся без исключения наша группа с первого взгляда влюбилась в Крумлов, маленький средневековый городок вблизи австрийской и германской границ, который внешне практически не изменился с XVIII века. Чески Крумлов — это именно та романтическая сказка с узкими улочками и черепичными крышами, окруженная со всех сторон быстрой рекой и высокими крепостными стенами, в которой вам всегда хотелось побывать.
Главной достопримечательностью города, кроме него самого, является замок Чески Крумлов, вокруг которого в XIII столетии и вырос город. С момента его основания знатной династией Витковичей, замок неоднократно переходил от рода к роду, каждый из которых привносил что-то свое в оформление дворца, его дворов и парка. Сегодня замок Чески Крумлов является вторым по величине после Пражского Града, содержит пять внутренних дворов и большой парк. А в 300 покоях, открытых для посещения туристами, находятся большие коллекции искусства барокко и ренессанса: старинная мебель, гобелены, стекло, картины. К сожалению, зимой замок закрыт для экскурсий, поэтому нам удалось увидеть только два его помещения. Но какие! Маскарадный зал, мастерством художника, добившегося потрясающего эффекта объемности, навсегда заполненный знатными дамами и господами, а также персонажами комедии ДельАрте. А также — наилучше в мире сохранившийся барочный театр.
Около 82% домов Крумлова являются историческими и культурными памятниками, находящимися под защитой ЮНЕСКО. И практически в каждом из них сейчас находится маленький пансионат или ресторанчик. Уверена, что у каждого из членов нашей группы зародилась мечта приехать сюда с теми, с кем хочется делиться радостью, и пожить здесь хотя бы несколько дней. Как в сказке. Приближающийся День влюбленных — самый лучший повод для этого. Кроме того, в городе проходит множество интересных фестивалей и мероприятий. Самое интересное, яркое и красочное культурное событие — Праздник Пятилепестковой Розы (символ герба Витковичей). Он отмечается в июле. В эти дни весь город переодевается на несколько дней в средневековые костюмы и участвует в огромном празднестве.
«ТАК ПРОХОДИТ МИРСКАЯ СЛАВА»
«Мы были такими же, как Вы, Вы будете такими же, как мы». В этой фразе — беспощадная истина, в лицо которой смело смотрит большинство чехов. Потому как — атеисты. Да, не православие и не католицизм, как наверняка думают созерцающие красивейшие костелы и храмы Чехии туристы, а именно безверие является основной «религией» чешского населения. Слишком часто в силу резких поворотов истории местным жителям приходилось принимать на веру новые догмы и идеалы, пока не потеряли саму веру. В то же время, чехи без особого пиетета и страха относятся и к смерти, словно она, избавившись от мистического ореола, вдруг оказалась просто суровой старушенцией, отрывающей от клубка вечности нить жизни человека. Смерть не страшна, но поучительна — она учит любить жизнь, беречь себя и близких и благодарить судьбу за то, что тебя обошли стороной болезни и войны. Так в чешских городах, как, впрочем, и во многих других европейских населенных пунктах, исторический центр города украшает так называемый Чумной столб — своеобразное архитектурное сооружение, построенное на средства уцелевших во время эпидемии чумы жителей города в благодарность за то, что они остались живы. И только в двух городах Чехии Чумной столб — это знак того, что болезнь обошла их город стороной, — в Праге и Карловых Варах.
Но, пожалуй, наиболее ясным напоминанием о бренности всего сущего на земле является холодящий кровь исторический памятник в городе-музее Кутна Гора — костел Всех Святых, в оформлении которого были использованы 40 тысяч... человеческих костей. Это останки людей, погибших во время эпидемий чумы и гуситских войн. В 1511 году кости начал собирать и систематизировать, складывать в огромные пирамиды внутри костела один полуслепой монах. Затем, в 1870 году внутренним убранством церкви занялся местный резчик по дереву Франтишек Ринт. Он соорудил из костей чаши, крест, дароносицу и герб рода Шварценбергов, в то время владевших достопримечательностью. Стены и своды Костницы (более известное название этой церкви), вместо традиционных лепнины и бронзы, также «украшают» гирлянды из человеческих костей и черепов. Но особенно впечатляет центральная люстра, в которой использованы ВСЕ кости человеческого скелета. Как ни странно, находиться в этой церкви совсем не страшно — все члены нашей группы, а также другие мои знакомые, посещавшие это место, подтверждают это. Здесь посещают другие мысли: вот лежит груда черепов — и покажи, кто из них был католиком, кто протестантом, кто бедным, а кто богатым. Нет разницы, все одинаковы. Они были такими же, как мы, мы будем такими же, как они. Кстати, по иронии судьбы, на той же улице, что и Костница, расположена крупнейшая в Европе табачная фабрика, принадлежащая компании Филипп Моррис.
Сам же город Кутна Гора, где находится церковь Всех Святых, расположен в 60 км от Праги. И для тех, кто едет в Чехию в поисках средневековой романтики, он обязательно должен присутствовать в маршрутном плане. Ведь в средние века Кутна Гора была достойной соперницей Праги, стремящейся затмить столицу как в экономическом отношении, так и в области политики и культуры. Источником всего великолепия и богатства города была серебряная руда, огромные залежи которой были обнаружены в этом регионе (к концу XIII века здесь добывалось около трети всего серебра в Европе). Нетрудно догадаться насколько стремительно и драматично развивалась история Кутной Горы. Шахтерский поселок постепенно превратился в богатый королевский город и стал после Праги самым крупным и значительным городом чешского государства. Но в XVIII веке добыча серебра прекратилась, и былое значение Кутной Горы ушло в историю. С тех пор город сильно не изменился, сохранив очарование старины. Сегодня Кутна Гора внесена в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Этот город фактически является средневековым городом-памятником, огромным музеем под открытым небом. Его узкие кривые улочки, старинные мещанские дома, увитые буйным плющом, каменные мостовые и лестницы, и восхитительные образцы готической архитектуры дают возможность прикоснуться к подлинной истории средневековой Европы. А о «серебряном» веке Кутной Горы расскажут во дворце Градек, где находится Горный музей истории добычи серебра. В нем можно посетить средневековые шахты, а во Влашском монетном дворе, на котором с 1300 года чеканились чешские гроши, — получить копию старинной монеты.
Еще одна знаменитая достопримечательность Кутной Горы — собор Святой Варвары — также связана с «серебрянным» прошлым города. Длившееся более 500 лет строительство собора проходило преимущественно под шефством местного привилегированного класса — шахтеров — и поэтому храм назван в честь их покровительницы Святой Варвары. Собор Св. Варвары — практически копия пражского собора Святого Вита. «Родственную» связь этих сооружений усиливает и родство их архитекторов — кутногорскую церковь сооружал сын зодчего пражской. В Кутной Горе есть также еще один «клон» пражской достопримечательности — терраса со статуями святых — копия Карлового моста. Одна из 12 скульптурных групп на этой террасе вызывает неизменный интерес наших земляков — фигуры внизу явно изображают плененных запорожских казаков с характерными «оселедцями», а над ними возвышается какой-то король (по идее, чешский). Только какой — мы так и не узнали.
Сейчас Кутна Гора — красивый, но провинциальный чешский городок. Его величие и богатство — в прошлом. Второе место по значению и величине после столицы ныне закреплено за городом Брно, расположенном на юго-востоке страны. До середины XIX века город являлся крепостью (свое название он получил от слова «брнени», что означает «броня», «латы»). Однако после промышленной революции Брно стал важным индустриальным центром Чехии. Иногда его еще называют чешским Манчестром. Впрочем, как и многие города Чехии, Брно тоже привлекателен для туристов. Здесь есть несколько красивейших костелов, дворец, замок-тюрьма Шпилберг. В Моравском музее хранится древнейшее в мире керамическое изделие — знаменитая «Вестоницкая Венера», статуэтка из обожженной глины, возраст которой 25 тыс. лет. А еще малоприметный снаружи Капуцинский монастырь с так называемым склепом мумий, в котором покоятся засохшие мощи монахов. Именно в нем на стене можно прочесть надпись, с которой началась эта глава.
КУРОРТНЫЙ РОМАН
«Дома-тортики», горячие минеральные источники, особо нежные сладкие вафли, каменные розы и много русских. Это всемирно известный курорт Карловы Вары, или Карлсбад.
Карлсбад, находящиеся неподалеку Марианске Лазне (Мариенбад) и Франтишкове Лазне — это так называемый золотой треугольник западночешских курортов — любимое место лечения и отдыха очень многих известных людей прошлого и современности. Среди них, как и сейчас, преимущественно немцы и русские: Шиллер, Бах, Бетховен, Вагнер, Бисмарк, Маркс, Брамс, Гитлер, Гоголь, Тургенев, Иван Павлов, Чайковский, Толстой, Гагарин, Брежнев, Косыгин... Но больше всех запомнились карловарцам немецкий поэт Вольфганг Гете, который лечился здесь тринадцать раз и впоследствии сказал, что «Карловы Вары — один из трех городов, в которых он бы хотел жить и умереть». Второй знаменитый гость города-курорта — Петр Первый, который в Европу прорубил всего лишь окно, а в отдельно взятый Карлсбад — веками не зарастающую тропу.
Курорт был основан в XIV веке чешским королем Карлом IV, в честь которого и получил свое название. Согласно преданию, Карл в 1358 году охотился на оленя в лесах неподалеку от своей охотничьей резиденции — замка Локет (кстати, тоже достойное посещения место). Собаки загнали израненное животное в воду одного из парующих источников, но олень попил водички и с удвоенной энергией поскакал дальше, оставив охотников с носом. Потрясенный император попробовал воду и понял, что она целебная. После этого он основал здесь город — лечебницу для себя и своих придворных.
Правда, первое время термальные воды Карловых Вар не лечили, а, скорее, калечили и без того хилую знать. Дело в том, что с момента основания курорта и до середины XVI столетия карловарская терапия состояла из единственной процедуры — водолечения, к которой накрепко пристало меткое определение «hautfresser» («пожиратель кожи»). Пациенты находились в ваннах с горячей и насыщенной минеральными солями водой по десять и более часов. Это, совершенно естественно, приводило к возникновению на коже болезненных трещин, которые и были главной целью тогдашней терапии — считалось, что вода через эти трещины вымывала болезни.
Спустя 200 лет и множество погибших мучительной смертью «жертв водолечения», кому-то пришла в голову гениальная мысль, что для пущей эффективности ванны нужно дополнить потреблением воды внутрь. Причем, как и в предыдущей практике, — в неограниченном количестве (по 50—70 чашек в день). В итоге, многие пациенты до начала лечения составляли завещания... и все равно упорно верили в действенность карловарских терм. И только с XVIII века начинается рациональное использование здешних источников, преимущественно благодаря доктору Давиду Бехеру — автору знаменитой «бехеровки», еще одного талисмана Карловых Вар. Он произвел первый научный анализ карловарских вод, взялся за сокращение доз выпиваемой воды и снова поднял престиж лечения ваннами с минеральной водой.
Современный Карлсбад — это идеальный курортный город, состоящий преимущественно из отелей, пансионатов и санаториев, которые плотными рядами раскинулись по оба берега реки Тепла. Река на самом деле теплая, и в холодное время года ее набережные — излюбленное место для променадов — приобретают сказочный вид: легкий туман застилает перспективу, в дымке волшебно рисуются башенки и причудливые фасады старинных домов, наклоняются к воде ветви ив и берез. Кстати, многие ошибаются, полагая, что карловарская архитектура — это что-то средневековое. На самом деле, подавляющее большинство здешних построек — родом из XIX века. И только два здания нарушают приятную глазу гармонию «домиков-тортиков» — огромного санатория «Термал» (именно в нем жила группа украинских журналистов — на самом деле отель внутри очень даже нормальный) и так называемой Гейзерной колоннады — своеобразного павильона для самого известного, самого горячего и самого главного источника курорта — гейзера «Вржидло». Фонтан его лечебной воды достигает почти десятиметровой высоты, а температура — +73°С.
Выхода к морю, кто не знает, у Чехии нет, зато есть это уникальное место в долине между невысоких лесистых гор, где вырываются на волю более 100 горячих источников, одинаковых по химическому составу, разных по температуре (от 30 до 70 градусов). Из них для лечения (преимущественно желудочно-кишечных заболеваний, а в принципе — всего организма) используются 12. Вода в них имеет не очень приятный кисло-горький вкус, и ни в какое сравнение не идет с целебной жидкостью «тринадцатого источника». Именно так называют карловарский ликер «Бехеровка» — настойку на 20 видах трав и пряностей.
А еще здесь очень чистый воздух — в курортную зону практически не пропускают автомобили, а те из них, которые все-таки вынуждены курсировать по городу для обеспечения его жизнедеятельности, работают на рапсовом масле; также возле источников запрещено курение.
Поражают также какая-то торжественная тишина и неспешность. С одной стороны, куда бежать? Источники, как и много веков назад, пульсируют целебными водами, а значит — план-минимум (по распиванию этой воды) будет выполнен. А с другой — кому бежать? Ведь подавляющее большинство отдыхающих здесь — германоязычные пенсионеры. Ну и русские.
Русских (в смысле русскоязычных граждан — уж не знаю, откуда они) здесь ОЧЕНЬ много. И хотя в целом чехи относятся ко всем выходцам из бывшего Советского Союза не очень хорошо (горьким следом отложились в их памяти события 1968 года, когда войска Варшавского договора подавили «пражскую весну»), но почувствовать на себе проявления «русофобии» вам вряд ли придется. И не потому, что «Украина — не Россия» — к сожалению, чехи, как и многие европейцы, пока еще плохо отличают украинцев от жителей других постсоветских стран. Просто понимают они значение туризма для развития своей страны. А в курортных городах в силу их изначальной туристической природы это понимают еще лучше. И учат карловарцы в школах русский, и принимают радушно в своих санаториях и пансионатах всех, кто морским курортам предпочитает их уютный город на термальных водах. Ну и в состоянии оплатить комфортное лечение. Нам показали одну из дорогих лечебниц — пятизвездочную гостиницу «Савой» (она находится недалеко от той, где после президентских выборов отдыхал Леонид Кучма). Красиво, как в музее. Бассейн с изумрудной водой и джакузи, стерильные комнаты для массажа и других процедур, картины в золоченых рамах, белоснежные лилии в стеклянных вазах... В зимних куртках и сапогах мы там чувствовали себя не совсем уютно. Хотя отель недавно открылся после реконструкции, и, видимо, экскурсии в нем — не диковинка. Двое крепких мужчин в белых халатах и таких же белых тапочках, которых мы встретили на лестнице, так и сказали: «О, экскурсия». «Новые русские», — в свою очередь подумали мы... А вообще-то странно, почему чехи еще не бьют тревогу по поводу ускользания из рук своей «курортной жемчужины». Ведь сами говорят, что уже чуть ли не половина гостиниц в городе принадлежит так называемым русским.
Другой курортный оазис, в котором нам повезло побывать, — Марианские Лазни (или Мариенбад) — на первый взгляд, очень похож на Карловы Вары и является его основным соперником на территории Чехии. Та же специфическая «курортная» архитектура, свои именитые посетители, та же неспешность и те же немецкие пенсионеры, которые со вступлением Чехии в Евросоюз открыли для себя возможность на свою страховку хоть по нескольку раз в год прикладываться к водам уникальных источников. Вот только в Марианских Лазнях, несмотря на географическую близость этого города к Карлсбаду, целебная вода — совсем другого свойства. Все местные источники (а их около 40) относятся к категории холодных (7—10 градусов) минеральных вод. И все они различные по своей природе и составу. Специалисты утверждают, что это очень ценное явление в курортно-лечебной практике.
Есть также в Чехии и замечательные горнолыжные курорты. Например, Шпиндлеров Млын или Пец под Снежкой — оба в горах Крконошах. У чехов — особое отношение к горнолыжному спорту. Судите сами: в среднеобразовательных школах этой страны зимние каникулы у детей — в разное время. Это связано с тем, что в обязательную школьную программу входит... обучение горнолыжному мастерству. И делают это как раз во время школьных каникул на всех горных базах отдыха Чехии. Таким образом, чехи, во-первых, заботятся о здоровье подрастающего поколения и их здоровом досуге, во- вторых, готовят будущих любителей (и потребителей) этого вида зимнего отдыха, в-третьих — дарят детям весьма полезные навыки и просто веселые, насыщенные каникулы.
К сожалению, я практически не знакома с горнолыжным спортом, а потому в излишние описания вышеуказанных курортов вдаваться не буду. Судя по тому, сколько в Чехии внимания уделяется этому спорту, думаю, — там здорово. По крайней мере, очень красиво — об этом заявляю со всей ответственностью.
Ну как — вы уже любите Чехию так, как люблю ее я? Нет? Тогда вам просто не хватает «первого взгляда».
«День» благодарит за организацию поездки туроператора «Ясон- тревел», авиакомпанию «Чешские авиалинии» и «Чехтуризм».