Странные вещи происходят в нашей стране. По ней без всяких практически ограничений ползают чужие БТРы, чужие военные удерживают наши маяки, объекты государственной безопасности, и при этом представители этой чужой страны утверждают, что все мы больны политической шизофренией. А что мы? А мы делаем вид, что ничего не происходит. Ну газ, ну маяки, но в целом…
Наши телеканалы продолжают нас информировать о передвижениях чужих военных по нашей территории совершенно спокойно, в ряду где-то между наступившими морозами и птичьим гриппом. Им куда интереснее купание высших чиновников в прорубях на Крещение, взаимные выпады политиков и визиты в регионы партийных лидеров. С одной стороны, такую необеспокоенность и беспечность можно объяснить тем, что, несмотря на все заявленные угрозы северного соседа, мы уверены, что ничего страшного или из ряда вон выходящего с нашей страной не произойдет. С другой стороны, нельзя не признать, что в необъявленной информационной войне мы явно проигрываем. Почему? Помнится, на одном из телеканалов «включенный» из Москвы политолог Марков говорил о непрофессионализме украинских журналистов относительно газовой темы. В чем-то он, конечно, прав. Если журналист в другой стране «копает» тему и ничего о ней не знает по существу, это позор не только для него, но, так или иначе, для страны, которую он представляет. Но в случае разгоревшейся информационной войны все значительно сложнее. Думается, проблема в том, что наше ТВ, проникшись идеями европейской подачи информации, которая напрочь отрицает пропаганду, заведомо загнало себя в условия, которые оказались неприемлемыми для нынешней ситуации. Когда наши телеканалы ограничиваются скупой подачей оперативной информации, а вещающие на Украину российские телеканалы не брезгуют ничем в пропаганде позиций и устремлений своего государства, украинский телезритель, имеющий доступ и к тем, и к другим источникам информации воспринимает это как слабость нашей государственной позиции, как слабость нашего государства. И что делать нам? Как соблюсти свои интересы и не отступить от принятых к исполнению европейских канонов информирования? Если бы мы точно знали, чего хотим, тогда, может быть, с подачей информации определиться было бы можно. А что происходит сейчас? Сейчас мы должны признать, что не поняли, не приняли навязанной нам информационной войны, которая ведется по принципу — прав тот, кто в силе. Одно очевидно: если пару месяцев назад против вступления в НАТО было практически большинство украинского населения, то теперь тех, кто «за», значительно прибавилось.
Что же касается типа украинских телепрограмм, то здесь все не так просто. Ладно «Свобода слова» Шустера на ICTV. Там все понятно. Тимошенко «убивает» свою страну выдержками из иностранной печати и считает, что это правильно. Увы, она это делает повсеместно, во всех регионах, пытаясь оправдать себя в глазах электората. Но есть же и другие источники, которые, к сожалению, ничего вразумительного по поводу газового конфликта сказать не могут. То же самое и в «Я так думаю» («1+1»). Кто кому чего сказал, кто на этом нагрел руки — это все «от лукавого», учитывая грянувшие морозы. Ну попытались выяснить, кто кому и как. Ну пытались вникнуть в проблемы Черноморского флота. А чего вникать-то? Есть соглашения, есть международные нормы. Почему мы теперь должны оправдываться? Или, как заявила в эфире ТРК «Украина» Александра Кужель, это все только для отвлечения внимания от внутренней ситуации в стране? Оказывается, и так можно объяснить, точнее, интерпретировать очень серьезный межгосударственный конфликт.
А теперь давайте представим, что подобное происходит в России — с заявлениями, что «мы будем стрелять», с тем, что «а что делать русскому матросику, когда через забор лезут сытые «хахлы»?». И все это на нашей территории, что, впрочем, тоже оспаривается отдельными активистами пророссийских политических сил. Как нам показали, отдельные неофиты русификации Крыма кирками пытались «проломить» границу между Крымом и Россией, за что и были задержаны по соответствующей статье. И что? А ничего. Ну, задержали — и задержали.
Возможно, первый более-менее аналитический опыт по поводу нынешних отношений Украины и России был представлен в итоговом ТСН на «1+1». Наконец-то нам показали, чего в действительности хочет Россия, размывая Тузлу и формируя свои представления о государственных границах и своей геополитической роли. Это действительно, чуть ли не впервые, было представлено «коротко, сильно и страшно». В то же время это настолько диссонирует с общими выкладками ситуации по газово-маячному конфликту, что может показаться чем-то из ряда вон выходящим. А ведь все так и есть, даже если мы не хотим думать о том, что так и есть на самом деле.
Но вернемся к украинскому ТВ. Что интересовало наших коллег в течение последней недели? Кто искупался в проруби, а кто сдрейфил. Кто как прокомментировал газовый аут. Кто какие дивиденды нажил на газовом и маячном кризисе. Обидно, девушки! Оно бы, может, и ничего, но как-то некстати выпячивать свои политические пристрастия, когда Родине грозит опасность. А таки грозит…
Что же касается общих политических настроений, то чтобы все были здоровы так же, как всем уже надоела политическая реклама. Ладно «народные танцы» от Януковича, но перетягивание каната от Литвина — это похлеще, чем «думай по-украински» от Ющенко. Кстати, последнее телеобращение Президента по случаю годовщины инаугурации — это использование админресурса в целях пропаганды близкой ему партии или нет? Пока все молчат. Хотя, будь на его месте предыдущий президент, ярмо приклеили бы сразу, потому что есть к чему. Ну так как?