Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Накануне Великой Французской революции

26 января, 2006 - 19:42

Исполнилось 250 лет со дня смерти французского философа и литератора эпохи Просвещения Шарля Луи Монтескье. Все его размышления и книги были посвящены анализу существующих законов, развитию социальных институтов и принципам права. В 1728 Монтескьё был избран членом Французской академии; а вскоре предпринял путешествие по Европе. Особенное значение имело для него длительное пребывание в Англии, где он посещал сессии Палаты общин, с радостным удивлением наблюдая открытую критику правительственной политики, разрешенную оппозиционным партиям в парламенте, а также газетам. Такая свобода была немыслима при абсолютной монархии в его родной Франции, как и в других странах. Дальнейшая жизнь Монтескьё была посвящена чтению, размышлениям и тщательной работе над своими сочинениями, которые вскоре завоевали европейскую славу и оказали заметное воздействие не только на культуру, но и на последующую историю Европы.

Первым известным произведение Монтескье является яркая и острая сатира на нравы того времени под названием «Персидские письма», а которых герой — вымышленный персидский путешественник — описывает политические и религиозные предрассудки общества Франции ХVIII в. — религиозные войны, инквизицию, папу римского, абсолютную монархию и пр. Как сказал Вольтер, Монтескье «сам мыслит и заставляет мыслить других».

Трудом всей жизни Монтескье является исследование «О духе законов», где утверждается, что «Законы — в самом широком значении этого слова — суть необходимые отношения, вытекающие из природы вещей», отношения, которые можно обнаружить и исследовать. Они зависят от типа правления, климата, размера, географии, количества населения, манер, норм морали и обычаев обитателей страны. Это «принцип относительности государственных институтов», согласно которому мир Законов — особенный в каждой стране. Тем самым Монтескье установил наличие зависимости между типами правления и психологией народов.

Одной из главных идей Монтескье является также принцип разделения власти; по его мнению, необходимо разделять «власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц». Эта концепция Монтескье несла огромное демократическое содержание и не потеряла своего значения до настоящего времени. Отметим, что книга «О духе законов» попала в «Индекс» запрещенных книг Католической церкви, тогда как в США она пользовалась особенной популярностью.

Монтескье имел свои «вольнодумные» мысли также относительно религии. Он считал, что религия, как и гражданские законы, должна стремиться к тому, чтобы сделать людей хорошими гражданами. Например, она должна рекомендовать людям не созерцательный образ жизни, не праздность, а труд, умеренность, честность, ибо лучшим средством заслужить благоволение Божества является соблюдение правил общественной жизни и обязанностей человечности. С этой точки зрения, всякая религия (даже «ложная») есть гарантией честности людей. С другой стороны, самые истинные и святые догматы могут приводить к весьма дурным последствиям — если они не сообразуются с принципами общественной жизни. И наоборот — самые ложные догматы могут приводить к прекрасным результатам. Если какая-нибудь из исторических религий — христианство, иудаизм или магометанство — предпочтительнее других, то только в зависимости от того, какая из них больше способствует смягчению нравов. А не по причине большей или меньшей истинности. Монтескье не видел опасности даже в атеизме — по его мнению, нравственный принцип, содержание которого составляют чувство сострадания к ближним и справедливость, является свойственным людям от природы. Христианство же является полезным потому, что оно способствует смягчению нравов и развитию гражданских добродетелей.

Монтескье был уверен, что принципы религии стают крайне пагубными, если их используют в политике. Религию нужно защищать от государственного произвола — государи не должны вмешиваться во внутрицерковные споры до тех пор, пока они не нарушают общественный мир. Не особенно поощрял Монтескье и единоверие в государстве. Ибо источником религиозной розни и религиозных войн, которыми заполнена история, является не сам по себе факт существования многих религий, а дух нетерпимости, одушевляющий ту религию, которая считает себя господствующей. Нетерпимость же есть не что иное, как помрачение сознания, упадок человеческого разума.

В религиозном отношении личность должна быть независима от государства. А преодоление религиозной вражды состоит не в насильственном установлении религиозного единообразия, но в изъятии сферы религиозной жизни из- под принудительной власти государства.

Ниже приводятся некоторые мысли Монтескье, ставшие европейскими поговорками.

«Если бы треугольники создали себе бога, он был бы с тремя сторонами.

Недостающую глубину мысли обычно компенсируют ее длиной.

Опыт многих веков показывает, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и что он идет в этом направлении, пока не достигнет предела.

Жестокость законов препятствует их соблюдению.

Бесполезные законы ослабляют законы необходимые.

В деле налогов следует принимать в соображение не то, что народ может дать, а то, что он может давать всегда.

Нужно много учиться, чтобы немногое знать.

Каждый гражданин обязан умереть за отечество, но никто не обязан лгать ради него.

Финансисты поддерживают государство, как веревка — висельника.

Свобода — это право делать все, что не запрещено законом.

Нет ничего досаднее, чем видеть, как удачно сказанное слово умирает в ухе дурака, которому ты его сказал.

Законы — это паутина: крупные мухи сквозь нее прорываются, а мелкие — застревают.

Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов.

Если нет почтения к старцам, то его не будет и к отцам.

Законы должны иметь для всех одинаковый смысл.

Иногда молчание бывает выразительнее всяких речей.

Когда гонятся за остроумием, ловят лишь глупость.

Люди, как растения, которые растут неудачно, если за ними нет хорошего ухода.

Те, которые любят учиться, никогда не бывают праздными.

Нужно сначала быть плохим гражданином, чтобы затем стать хорошим рабом».

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ