Информация о том, что до 40 процентов ведущих специалистов НАСА в области компьютерных технологий составляют люди, больные детским церебральным параличом, говорит о том, что программа, которую претворяют в жизнь львовяне, не просто благотворительный проект, а замысел, имеющий далеко идущие намерения и колоссальные перспективы государственного значения. Ведь именно молодые люди с ограниченными возможностями в передвижении и такой непростой судьбой с блеском овладевают компьютером и способны реализовать себя с большой пользой для общества. В течение нынешнего 2006-го года планируется охватить дистанционным обучением приблизительно 300 юных жителей города, вынужденных по болезни не ходить в школу, а в следующем году привлечь к такому обучению еще 900 детишек по всей области.
Прежде всего нужно было создать компьютерную программу, способную реализовать замысел, ее авторами стали молодые ученые Национального университета «Львовская политехника», в частности кафедры информационных систем и сетей, которую возглавляет доктор технических наук, профессор Владимир Пасечник. Пилотный проект апробируется на базе гимназии «Сиховская», где работает немало не просто учителей-энтузиастов, а педагогов необходимого, высокого уровня. Все каникулы люди практически не покидали стен гимназии. Речь ведь идет о создании виртуальной школы со всеми атрибутами — домашними заданиями и их проверкой (но это самое простое), с установлением контактов между учителем и учеником и даже возможностью общаться ребятам, которые «входят в один класс», друг с другом. Директор гимназии «Сиховская» Галина Путий утверждает, что самое главное — заинтересовать учащихся и дать возможность им почувствовать, что они не одиноки, что немало людей готовы содействовать их успехам, что существует некий коллектив школы, в котором ты — полноправный член и можешь обращаться за помощью к близким тебе людям.
В мире подобные проекты частенько реализовываются, но, как правило, больше на университетском уровне. В школах же дистанционное обучение не так активно внедряется, но кое-какой опыт уже все-таки наработан. К примеру, в Швеции, где из-за географической особенности страны дети не всегда могут добраться до школы, а поездки к репетиторам не всем по карману. А облегчает возможность приобщиться к дистанционному обучению действующая в Швеции правительственная программа обеспечения населения скоростным Интернетом — доступ к нему имеет практически большая половина населения. На Украине, конечно, все сложнее, но старт дан. Первые два года львовский проект будет поддерживаться из специального фонда Президента Украины. Грант в размере 75 тысяч гривен выиграли молодые ученые Львовского политехнического, деньги пойдут на закупку компьютеров для больных детишек. Средства на дорогой и мощный сервер выделило областное управление образования, которое поддерживает проект «Детский дистанционный учебно-консультационный центр для детей с особенными потребностями». Первыми возможность учиться, не посещая школу, получат дети, больные церебральным параличом и посещающие центр «Джерело», который именно таких ребятишек и опекает. Компьютеры будут установлены и в двух детских больницах, где больным детям приходится находиться подолгу. Еще 20 ребят получат возможность учиться дома. Сложность состоит в том, что больные дети преимущественно воспитываются в малообеспеченных семьях и им всем нужно купить компьютеры, установить дома и научить элементарно ими пользоваться. Для этого, конечно, понадобятся волонтеры, которыми станут студенты и преподаватели «Львовской политехники». А еще нужно установить в каждом таком доме Интернет, что зачастую становится камнем преткновения.
Сегодня доступ к Интернету сильно зависит от позиции «Укртелекома», ибо по городу нужно установить 20—25 специальных устройств, позволяющих параллельно пользоваться телефоном и Интернетом в квартирах, где живут дети- инвалиды. Затем возникает вопрос, кто сможет платить за время работы в Интернете? Для такой категории людей должен существовать так называемый социальный телекоммуникационный тариф. Во многих странах инвалиды за подобные услуги не платят вообще. Интернет для них становится окном в мир, чуть ли не единственной радостью общения. Но у нас, к сожалению, пока что нет ни государственных программ, ни благотворительных поползновений в этом направлении.
Нужно признаться, что немало людей столкнутся с немалым числом проблем при реализации этого проекта. Директор сиховской гимназии не знает, как платить учителям (в школьном штатном расписании, как и в законодательстве, такая работа не предусмотрена), а на плечи педагогов падет колоссальная ответственность, это поистине будет титанический труд. Потому что параллельно с общим образованием хочется, чтобы взрослеющие дети получили профессиональные навыки, хоть какую-то надежду стать в будущем востребованными обществом. За рубежом, и в Швеции в том числе, такие люди составляют библиотечные и музейные каталоги, набирают сложнейшие тексты и редактируют их, становятся авторами сложнейших компьютерных программ.
Сегодня львовяне ждут шведов в гости, а до этого в течение двух лет изучали их социальный опыт. Теперь постараются продемонстрировать свои начинания. Но у шведов забота о людях, их социальной защите — состояние души, а нам этому еще надо учиться. Едва ли не самый серьезный благотворительный вклад делают молодые ученые, которые планируют создать еще не одну нужную людям разработку.
— А как, по вашему мнению, будет оценена нынешняя компьютерная программа, разработанная вашим коллективом? — спрашиваю у Владимира Пасечника.
— На этот счет у меня опасений нет. Больше года тому в Украине произошел прецедент. Молодые разработчики компьютерных программ, которых я по праву могу считать своими учениками (правда, в то время они работали уже в компании «Софтсерв») создали интересный компьютерный продукт, и Бил Гейтс официально объявил о его покупке. На сегодняшний день он уже купил четыре программы. Кроме того, у нас в политехническом есть еще одна социальная разработка. И в марте в Ганновере мы покажем ее на всемирно известной выставке-ярмарке. «Компьютерное распознавание языка жестов», очень необходимая разработка для глухонемых людей. Если дистанционное обучение — работа пионерская для Украины, то это уже — уникальная для мира программа. Специальная видеокамера, установленная, например, в билетной кассе, с помощью компьютера преобразует просьбу человека в текст и таким образом билетер сможет общаться с человеком не говорящим. Чуть раньше мы создали программу для «Сименс» — человек говорит по мобильному, а глухонемой, к которому обращаются, читает уже текст. Что же касается программы дистанционного обучения, то, апробировав её во Львове, мы готовы подарить разработку всей Украине. Было бы только желание, а опыт мы с радостью передадим.