Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сергей КРЫМСКИЙ: «Из всех прав человека важнейшим является право быть ДРУГИМ»

19 января, 2006 - 19:29
ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

Современная жизнь, сверхстремительная, слишком часто хаотичная и внутренне противоречивая, не дает, как правило, даже вдумчивому, неторопливому и объективному человеку ни малейшей возможности осмыслить ее (нет, не сделать карьеру, не участвовать в разнообразнейших политических и экономических коллизиях, не включаться в вечную конкурентную гонку за жизненными благами — с этим-то как раз все в порядке, а именно осмыслить!). А это значит, что очень многие из нас не очень отчетливо представляют себе, в какой же системе исторических, социальных и духовных координат находится Украина. И, таким образом, ответственнейшие решения на высоком уровне принимаются зачастую «методом проб и ошибок» (с соответствующей неприемлемо высокой ценой таких решений), из конъюнктурных, корыстных побуждений, а то и вовсе вслепую.

Постоянный автор «Дня», замечательный украинский ученый с мировым именем, лауреат Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко за 2005 год, доктор философских наук, профессор Сергей Борисович Крымский глубоко убежден: так называемые «вечные вопросы» философии и этики (в чем смысл жизни? Что такое счастье? Каковы истинные ценности нашего бытия? Их еще называют вопросами смыслотворчества жизни ) одинаково важны для каждого человека на Земле, кем бы он ни был — Президентом или рядовым гражданином. Неустанные поиски ответа на эти вопросы (а ответом выступает сама прожитая жизнь!) помогает любому из нас осмыслить самое главное в нашем мире. И философия — незаменимый помощник в этом деле — позволяет приходить не только к высоко абстрактным, но и к неожиданно очень актуальным выводам. Читатель, который ознакомится с не совсем обычным интервью Сергея Борисовича нашей газете, интервью человека, обладающего не только универсальными знаниями, но и богатейшим жизненным опытом, надеемся, согласится с этим.

ФИЛОСОФИЯ — ЭТО СМЫСЛОТВОРЧЕСТВО ЖИЗНИ

— Сергей Борисович, Ваш 75-летний юбилей почти совпадает с Днем философа, ежегодно отмечаемым на международном уровне по решению ЮНЕСКО. Хотелось бы воспользоваться этим обстоятельством, чтобы попросить Вас, как одного из старейших философов Украины, поделиться своим жизненным опытом.

— Конечно, было бы крайне самонадеянно рекламировать свой жизненный опыт. Я придерживаюсь более скромной позиции: обратиться совместно с читателями «Дня» к вековечному жизненному опыту великих мыслителей, который послужил и лично для меня «жизненным материалом» и, более того, использовался для построения траектории моей жизни. Ведь философ — это не просто «мыслящая машина»; это человек, способный переводить мысли и чувства в свою биографию. Не случайно со времен Цицерона говорят об «утешении философией». Правда, в наше время, после пандемии зла ХХ столетия, вряд ли можно сполна «утешиться» философией — для этого нужны более сильные средства. И культура (в самом широком смысле слова) может быть средством, без преувеличения, спасительным.

Жизнь — это всегда преодоление трудностей, если угодно, борьба, и потому удивляться в ней следует не наличию неприятностей, которые встречаются достаточно часто, а удачам, которые действительно редки. Философия и позволяет осознать смысловую меру между удачами и неудачами, успехами и поражениями. Найти смысл жизненным пропорциям, соотношениям разных начал с позиции «третьей правды», то есть панорамного видения жизненных обстоятельств — такой подход мы встречаем уже в Библии, в книге Иова. Когда этот библейский персонаж, пораженный всеми возможными бедами, возопил: «доколе?!» — Бог посоветовал ему на это осознать свое место в универсальной картине бытия, замысел которой превышает наше представление об успехах и неудачах. Без такого панорамного видения (или «третьей правды») вряд ли можно оценить успешность биографии ученого, который ради своих творческих результатов игнорирует многие другие ценности жизни.

Хотелось бы обратить внимание на такой пример. Уже в античности Аристотель решил экспериментально выяснить: обладает ли воздух весом? Он сравнил взвешивание кожаных мешков, наполненных воздухом, с весом мешков, из которых воздух выпущен, и получил одинаковый результат. Такое же впечатление отсутствия веса у воздуха мы бы получили и при современном взвешивании на самых точных аналитических весах. Такой парадокс получился потому, что Аристотель не учел собственный закон выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в ту или иную среду. Назидательность этого примера заключается вот в чем: не «взвешиваем ли мы в своей жизни воздух», не учитывая при этом неизвестные нам законы, создающие иллюзорный эффект? Для того, чтобы избежать такой иллюзии, необходимо некое общее представление о бытии. Жизненная сила философии и заключается в том, что она рисует нам такую общую картину. Она учит нас и тому, чтобы не только «мудрствовать лукаво», а извлекать мудрость из опыта других людей. Всю жизнь я и пытался найти пути такого «извлечения мудрости»; по крайней мере, в последние годы я создал и читаю обширный лекционный курс под названием «Философия как смыслотворчество жизни».

— Чему же Вы стремитесь учить своих слушателей?

— Здесь не следует ничего выдумывать. Учить, как мне кажется, нужно тому, с чем связан тысячелетний опыт человечества. То есть осознанию спасительных сил, которые поддерживают человечность в человеке, утверждают жизнь через любовь, добро и дарение счастья! Все это принято называть благодатью. И это действительно фундаментальная категория. Гете, а вслед за ними Лев Толстой, вообще считали, что человек живет, пока он «излучает благодать», и уходит из жизни, когда она иссякает. Вот почему творчество выдающихся людей, независимо от срока из жизни (даже если он крайне мал) выглядит законченным, то есть демонстрирует то, что призыв к благодати сработал.

ВСЕ РАЗУМНОЕ ИМЕЕТ ГРАНИЦЫ; БЕЗГРАНИЧНОЙ МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ГЛУПОСТЬ

Тут возникает проблема судьбы со всей ее полемической интерпретацией, когда, например, согласно мысли Шопенгауэра, «случайная смерть оказывается неслучайной, встреча выглядит на самом деле свиданием, а незнание чего-либо — умыслом, то есть интуитивным представлением того, что индивидууму не нужно».

Говоря о благодати, следует прежде всего вырабатывать в себе отвращение, идиосинкразию к жестокости. Об этом очень хорошо сказал Герцен: «Жесток ребенок в своей невинности, жесток поп в своей святости, жесток доктринер в своей науке. Все мы жестоки, и особенно жестоки, когда правы». Мягкосердие приходит только с опытом, когда, просыпаясь в ночи с мыслью о том, какой ты плохой человек, ты ищешь оправдание себе, и, не находя его для себя, находишь для других! С этого момента всякая жестокость становится отвратительной.

Важнейшим правом каждого из нас является право быть иным . Иной часто есть продолжение тебя самого, поэтому, когда ты знакомишься с другим человеком, необходимо прежде всего решить вопрос: устраивают ли тебя его недостатки? И если устраивают, не ставить их в центр общения. Есть мера учебы другого человека, есть мера и разумности. Наивные люди часто думают, что разум безграничен. На самом деле все разумное имеет границы; безграничной может быть только глупость. Хотя и она может быть качеством ума! Не случайно Чехов говорил, что университет развивает все способности, в том числе и глупость.

Стержневым принципом «этики добра» является императив (повелительное требование) неприменения силы, ибо она, как правило, порождает результаты, более негативные, чем наличные обстоятельства. Сила применяется не тогда, когда это возможно, а когда это необходимо . Есть, конечно, враги общества, против которых следует применить силу, но если от тебя лично зависит, объявить кого-либо врагом или нет — ясно, какой именно выбор категорически нельзя делать.

Вообще в жизни не следует ничего бояться, в том числе и ошибок, ибо все благое является результатом исправленных ошибок. Для меня лично весьма назидательной является знаменитая, так называемая «испанская молитва»: «Господи, помоги мне сделать то, что я могу сделать, дай мне терпение смириться с тем, чего я не могу изменить, и дай мне мудрость отличить первое от второго!». К несчастью, в жизни такая «способность отличения» не так часто встречается. Легче, образно говоря, «махая саблей» бежать в атаку. Тяжелее, хотя часто и разумнее, уметь отступать. Такую ситуацию метко описал Толстой. На узкой лесной дороге, рассказывал он, встретились два возницы, которые ехали на телегах с двух противоположных сторон. Каждый из них кричал другому: «пропусти меня вперед!». Но случайный прохожий, наблюдавший за сценой, мудро сказал: тот из двоих, кто действительно спешит, пусть отъедет назад...

ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА — ЭТО ЕГО ПРАКТИЧЕСКИЙ ОТВЕТ НА ВОПРОС: «В ЧЕМ СЧАСТЬЕ»

— Сергей Борисович, хотелось бы задать Вам пусть и весьма тривиальный, но злободневный для всех вопрос: в чем состоит счастье человека?

— Этот вопрос не имеет однозначного варианта решения. Жизнь человека — и есть его практический ответ на этот вопрос. Мы можем ставить только проблему условий счастья человека . В свое время над этой проблемой бился знаменитый американский писатель Эдгар По. Используя опыт его поисков, мы можем в современном представлении указать на четыре условия счастья.

Первое. Общение с природой, то есть с чем-то более абсолютным и высоким, нежели отдельный человек. В природе есть красота, а она оказывается милостью к человеку . В известном романе Ремарка «Три товарища» русский эмигрант Морозов говорит: «Все наши несчастья от четырех стен». И действительно, если у человека депрессия, то после выхода в лес, к речке или в поле, она, как правило, рассеивается. Более того, ритм человеческого шага, как установлено наукой, совпадает с некоторыми ритмами мозга. Вот почему без общения с природой нельзя быть счастливым!

Второе условие счастья — любовь, то есть нахождение абсолютного центра в другом человеке, способность к обмену личностями между возлюбленными. Такой обмен создает некую «химию духа», некий особый объект, называемый «Ты», который идет к Богу.

Третье условие счастья — духовность, наличие высокой цели в жизни, величина которой прямо пропорциональна величине счастья. Дело здесь не в том, что не нужны материальные ценности — они необходимы; но к ним человек легко привыкает, и тогда перед ним во всей силе встают те же экзистенциональные, т.е. духовные, проблемы.

И совсем уж неординарным выглядит четвертое условие. Оно предполагает отсутствие честолюбия , ибо честолюбивый человек не может быть счастлив: он каждый раз ставит себе все новые и новые цели, и так без конца. Не случайно библейская мудрость гласит: «Сила жаждет, и только печаль утоляет сердца». Конечно, это не значит, что честолюбие не нужно; оно необходимо для каждого человека, делающего карьеру. Но нужно знать, к каким последствиям для личного счастья человека может привести честолюбие!

ЛИДЕР — ЭТО ЧЕЛОВЕК, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЙ КРУПНУЮ СОЦИАЛЬНУЮ СИЛУ, А НЕ СЕБЯ САМОГО

— Тогда как Вы представляете себе карьерное восхождение человека, его способность быть лидером?

— Карьера, как правило, связана с жизненными успехами человека, с решением не только материальных, но и личностных проблем. Она связана с определенным уровнем власти, воля к которой, как считал Ницше, является движущей силой человеческой психики. Вместе с тем нельзя не учитывать и того, что эта власть ограничивает сферу простого человеческого общения; более того, есть немало людей (к ним принадлежу и я), которые не считают для себя возможным приказывать другим людям. Это отнюдь не отменяет необходимости волевых решений, без которых невозможна социальная жизнь.

Несомненным однако является положение, названное в социологии «принципом Питера». Он гласит, что в карьере каждый человек стремится в конце концов занять уровень своей некомпетентности . То есть вершина карьеры может оказаться иллюзорной! Какая карьера может быть у Толстого? Допустим, написал еще один новый роман. И все...

Совсем особым обстоятельством является ситуация формирования лидера. Ведь это — не просто руководитель, это человек, обладающий харизмой, то есть способностью придать своим суждениям очевидность реального факта, результата, не нуждающегося в доказательствах. К сожалению, у нас сейчас распространилось крайне вредное и опасное представление о том, что лидером может быть якобы каждый. В стране возникли бесчисленные организации, объявляющие себя способными к формированию лидера в результате применения различных «тренингов». Такие мероприятия близки к обману общественного мнения, ибо способность быть лидером — это судьба, то есть некое предопределение. Экспериментальные исследования показывают, что и в популяции животных, и в человеческом сообществе одинаков процент особей, способных к лидерству: 0,2 — 0,7%!

Кроме того, лидер — это монадная личность, то есть человек, способный репрезентовать крупную социальную силу, а не себя самого. Такая репрезентация характеризует миссию человека, а не его служебное положение. Здесь уместно провести аналогию с пушкинским пониманием миссии поэта. Он писал:

«Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон...

Среди детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он.»

Поэтом его делает миссия — так же, как эта миссия превращает политического деятеля в лидера. И относить эту миссию на счет личных успехов — это значит создавать грех самозванства . Тревожно и то, что в обществе стимулируется своего рода «борьба тщеславий», подпитываемая иллюзорным убеждением в доступности высоких вершин якобы для каждого...

ЛИЧНОСТЬ ЕСТЬ НАИВЫСШИЙ ДАР БОГА

— И, наконец, последний вопрос: в чем, Сергей Борисович, по Вашему мнению, состоит смысл жизни?

— Этот вопрос не имеет окончательного решения, а требует непрерывных поисков каждым человеком. Эти поиски и их жестокая острота свидетельствуют о том, что жизнь не может быть бессмысленной. Здесь могут быть три варианта решения. Первый: вписать свою жизнь, как это делают часто сельские люди, в жизнь природы, подчинить свою жизнедеятельность природным ритмам. Тогда само бытие отвечает на вопрос о смысле жизни.

Второй путь: сделать природу событием своей жизни. Примером здесь может быть апокрифический старец библейских времен Осия, который в конце жизни отдал налоги государству, кредиторам — деньги, детям — имущество, сердце — жене, а себе оставил место под смоковницей, откуда особо ярко рисуются восходы и заходы солнца. Этот путь означает задачу: дать бытию сказаться через человека, через тебя самого, обозначить это бытие тем или иным способом. Я вспоминаю, как лет 20 назад были срублены тополя около церкви Николая Набережного на Подоле. И среди этих срубленных деревьев я обнаружил ствол, на котором была прибита железная табличка, относящаяся еще к ХІХ веку. На ней была надпись: «Первый поцелуй». То есть человек обозначил место своего жизненного события, и только выросший тополь скрыл эту табличку от наших глаз...

Третий путь: сделать свою жизнь наиболее полной, предметом наполнения высокими ценностями. Говоря более конкретно, не могу не сослаться на письмо Сенеки к Луцилию, в котором великий древнеримский философ дает свой ответ на вопрос о смысле жизни. Он писал примерно так: сделай благо наибольшему количеству людей. Если не сумеешь наибольшему количеству — то какой-то его части. Если нельзя сделать это — послужи кому-то одному из ближних. Если не сумеешь послужить ближнему — послужи самому себе. Последнее означает сотворение своей личности. А это может быть крупнейшим и важнейшим явлением современности. Личность, то есть создание внутреннего мира человека, есть наивысший дар Бога. Творение личности — это создание микрокосма, субъекта, ответственного перед собой за близость к другим людям или даже к одному человеку — если ты способен сделать его счастливым.

В Варшаве в одном из костелов есть современная икона Христа, которая изображает человека, несущего на руках... самого себя, чтобы отдать несомое людям. По-моему, этот образ — и есть лучший ответ на вопрос о смысле жизни. Добавлю еще, что духовная ситуация во многих странах христианской цивилизации (и, конечно, в Украине), особенно отдаленность немалой части молодежи от высоких идеалов, мне лично с устрашающей ясностью напоминает о том, что подобное уже было в истории человечества. А именно: в момент катастрофы, крушения старых, античных, языческих богов и начала величайшей революции: зарождения христианства...

Беседовал Игорь СЮНДЮКОВ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ