Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

На волне возможностей

Надо активизировать сотрудничество Черноморского региона с ЕС и НАТО
16 января, 2006 - 19:27

Благодаря современным интенсивным международным процессам, государства Черноморского бассейна получили беспрецедентную возможность сотрудничать на региональном уровне. Эти процессы связаны прежде всего с расширением НАТО и Европейского Союза на восток Европы, заинтересованностью западных стран в каспийской нефти и центрально-азиатском газе и их намерениями всесторонне развивать сотрудничество со странами региона. Однако следует отметить, что в отношениях между самими черноморскими странами прослеживаются две противоположные тенденции — стремление к сотрудничеству и конкуренция, что в известной степени тормозит развитие регионального сотрудничества. Поэтому не удивительно, что в поисках путей решения собственных проблем страны этого региона чем дальше, тем больше обращают свои взгляды на объединенную Европу. С другой стороны, интерес Европейского Союза к Черноморскому региону в последнее время также значительно усилился.

ПАРТНЕРЫ И КОНКУРЕНТЫ

Взаимодействие ЕС с черноморскими странами осуществляется по следующим направлениям: расширение ЕС за счет стран Юго-Восточной Европы; активизация процесса вступления Турции в ЕС; политика соседства для восточных и южных соседей. Следует отметить, что до последнего времени в политике ЕС в Черноморском бассейне преобладали отношения по формуле «Евросоюз — государство». Усиление влияния европейской интеграции на страны Черноморского бассейна осуществляется также через региональные структуры и проекты — еврорегионы, международные транспортные коридоры (МТК) и тому подобное.

Непосредственное влияние ЕС на Черноморский регион осуществляется прежде всего благодаря функционированию еврорегионов «Карпатский», «Верхний Прут», «Нижний Дунай», а также формированию системы международных транспортных коридоров. Кабинет Министров Украины уже рассматривал проект создания транспортной коммуникации «Европа — Украина — Азия» (Франкфурт — Краков — Львов — Днепропетровск — Алма-Аты), однако реальных сдвигов относительно реализации этого проекта пока нет. В результате возникла реальная угроза перехвата инициативы в создании транспортного коридора другими странами, такими как Армения, Азербайджан, Грузия, Россия, Румыния. Армения поставила вопрос о реконструкции дороги Гюмри — Батуми. Азербайджан — о реконструкции Бакинского морского порта. Грузия считает перспективной организацию паромной переправы из Поти в Болгарию и Румынию, а также реконструкцию Потийского порта. Активно используя свои территориальные преимущества, Россия стремится убедить потенциальных грузоперевозчиков в оптимальности своей транспортной сети. С этой целью Москва осуществляет строительство новых и модернизацию старых портов и дорог. Румыния также рьяно продвигает свои транспортно-транзитные возможности перевозки грузов в направлении Запад — Восток. Таким образом, нельзя исключать варианта создания транспортного коридора «Европа — Кавказ — Азия» без участия транспортно-коммуникационных возможностей Украины, то есть без учета экономических и политических интересов нашего государства. В случае реализации этого нежелательного варианта шансы Украины приобрести статус регионального государства значительно ослабятся.

ИЗМЕРЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

В вопросах безопасности сегодня ключевыми факторами стабильности в Черноморском регионе являются Евросоюз и НАТО. И в политических кругах черноморских стран, и в штаб-квартирах Брюсселя хорошо осознают, что расширение этих организаций должно существенно повлиять на широкоформатную трансформацию Черноморского региона. При этом существенно изменится среда в регионе, поскольку не только южный, но и западный берег Черного моря станет зоной безопасности и особого интереса евроатлантических структур. Многофункциональные миротворческие силы стран Юго-Восточной Европы (ММСЮВЕ) могут рассматриваться как новый важный фактор для гарантирования безопасности и стабильности непосредственно в Черноморском регионе и поддержания тесного сотрудничества со структурами НАТО.

Новую страницу в этом контексте открыло размещение американских военных баз на территории Румынии и перспектива их появления в Болгарии. Военные базы США, появление которых ожидается уже в 2006 году, станут новым элементом безопасности или опасности в регионе, который будет зависеть в значительной степени от способности России адаптироваться к новым реалиям и способности США учитывать интересы России и других стран региона. В случае же, если понимание между Москвой и Вашингтоном не будет достигнуто, Украина сможет оказаться в центре противостояния.

В ПОИСКАХ ОПТИМАЛЬНОГО ФОРМАТА

Черноморские государства уже неоднократно демонстрировали политическую волю относительно развития различных форм сотрудничества. Среди таких инициатив — диалог по проблемам безопасности, двусторонние и многосторонние соглашения — Организация Черноморского Экономического Сотрудничества (ОЧЭС), ГУАМ, Черноморские Силы (BLACKSEAFOR), Черноморские мероприятия относительно упрочения безопасности и доверия и тому подобное. Хотя эти механизмы сегодня только развиваются, все же они являются действенным средством упрочения взаимодействия в пределах черноморского субрегиона и его включения в сеть больших европейских регионов.

Именно в этом контексте общие действия ММСЮВЕ и BLACKSEAFOR могли бы взаимно дополнить и расширить возможности регионального сотрудничества. Другим примером является Ведущая группа по сотрудничеству в сфере безопасности Юго-Восточной Европы (SEEGROUP). Эта институция стала эффективной структурой в разработке региональных подходов, основанием для формирования подструктурных единиц (таких как SEESTAFF или SEECHANGE и SEECAP).

Как один из вариантов регионального сотрудничества между черноморскими странами, рассматривается проект создания Форума по безопасности Черноморского региона — своеобразной структуры, которая могла бы, используя наработанный предыдущий опыт, значительно усилить региональную безопасность. Опыт, накопленный странами Юго-Восточной Европы, и их участие в программе «Партнерство ради мира» могли бы стать основой для реализации такой идеи. Адаптация примеров сотрудничества, доказавших свою жизнеспособность в других регионах, также могла бы служить делу консолидации добрососедских отношений с целью упрочения региональной безопасности и стабильности.

Наряду с развитием двусторонних отношений ЕС развивает также региональное взаимодействие с другими соседними регионами — Северное измерение, Евро-Средиземноморское сотрудничество, Совет стран Баренцевого и Балтийского морей, Пакт стабильности для Юго-Восточной Европы, Центрально-европейская инициатива. К этим процессам мог бы присоединиться и Черноморский регион, который уже сегодня мог бы стать составной частью Барселонского процесса (взаимодействие ЕС с регионом Средиземного моря. — Ред. ). Такой вариант не только реальный, но и целесообразный, поскольку участниками Евро-Средиземноморского партнерства уже являются такие черноморские страны, как Турция, Румыния и Болгария. Европейский Союз реализует свои интересы в Черноморском регионе также с помощью региональных, или так называемых секторальных инициатив и программ. Среди самых важных можно назвать программу INOGATE, TRACECA или иными словами транспортный коридор «Европа — Кавказ — Азия».

С целью усиления влияния европейской интеграции на региональное сотрудничество необходимо активизировать усилия как стран бассейна Черного моря, так и европейских организаций. Используя различные инструменты финансирования, страны Черного моря должны включить в повестку дня формирование этого механизма и разработать список приоритетных проектов регионального сотрудничества в Черноморском регионе для их учета в бюджете ЕС. Прежде всего нужно попытаться заручиться поддержкой стран- членов Евросоюза, непосредственно заинтересованных в усилении черноморской политики ЕС.

Значительный потенциал для европейской интеграции стран Черноморского бассейна несет идея балто-черноморского сотрудничества, которая бы позволила этим странам усилить свои позиции не только в странах Балтии, но и в Северной Европе. Важной задачей для инициаторов Сообщества демократического выбора является усиление интереса к этой структуре со стороны США и ЕС, а также наполнение экономической составляющей СДВ реальными проектами. При этом следует отметить, что российский политикум с самого начала рассматривает эту идею как направленную на дистанциирование потенциальных стран- членов сообщества от России.

С другой стороны, Европейский Союз также должен проводить более заинтересованную политику относительно Черноморского региона, моделируя черноморские региональные инициативы по примеру балтийских. Это помогло бы укрепить привлекательность ЕС в регионе, институализировать отношения ЕС —ОЧЭС, и таким способом усилить эффективность деятельности Организации черноморского экономического сотрудничества. Что касается вопросов сотрудничества в сфере безопасности, то ЕС должен бы более тщательно изучить инициативу стран Черноморского региона по вопросу общего обеспечения безопасности МТК и трубопроводов, проходящих по территории этих государств. Опасение Брюсселя быть втянутыми в существующие межэтнические конфликты безосновательно, поскольку при условии целеустремленной дипломатической деятельности, присутствие ЕС в Черном море могло бы стать сдерживающим стабилизирующим фактором.

Следовательно, многие проблемы регионального сотрудничества в Черноморском бассейне могут быть решены только общими усилиями черноморских государств и Европы. Их решение возможно при условии создания социальных, политических и экономических предпосылок для динамичного и стабильного развития стран региона. Черноморские страны должны активнее инициировать проекты, которые стимулировали бы сотрудничество в рамках уже существующих программ, и повышали бы интерес к себе на пути к интеграции с объединенной Европой. Со своей стороны, Запад также должен использовать все свои возможности многостороннего сотрудничества с неоднородным и нестабильным Черноморским регионом.

Ирина МАКСИМЕНКО, научный сотрудник Одесского филиала Национального института стратегических исследований
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ