Если бы существовал народ, состоящий из богов, то он управлял бы собою демократически. Но правление столь совершенное не подходит людям.
Абсолютной демократии, как известно, не существует. Демократические элементы могут присутствовать: в одних странах их больше, в других — меньше.
Теперь проанализируем, как обстоят дела в Украине с Ее Величеством Демократией с точки зрения количества и качества. Так вот, с количеством у нас вроде все в полном порядке: и прессы сколько угодно и на любой вкус, и телеканалов хватает, и политического многообразия предостаточно. Официально зарегистрированных партий уже больше сотни. Но, как известно, количество партий еще не является признаком демократичности страны.
У нас же, к сожалению, самая главная и качественная демократическая ценность — экономическая демократия — зависла в воздухе.
Основой экономической демократии является экономическая свобода. Разумеется, в рамках закона. У нас же ситуация такова, что об экономической свободе можно только помечтать. Разве провидимая государственная налоговая политика способствует экономической свободе? Безусловно, нет. Высокие государственные умы с многочисленной армией советников должны ведь знать, что в экономической системе (так же как и в природе) действуют объективные законы и закономерности. Суть одного из них заключается в том, что в период экономических стагнаций и кризисов Государство, уменьшая налогообложение, создает условия для выхода из кризиса, и наоборот, в годы экономического и социального подъема Государство, повышая размер налогов, сдерживает рост производства и потребления товаров. Остановимся только на этом злодее — НДС, который был механически экстраполирован с сытых и зажиточных стран на нашу бедную. Функциональная суть этого налога состоит в том, что он является своеобразным тормозом на пути роста производства и потребления, материальных благ. Но, как говорят, дело уже сделано. Производство сокращено и обнищание народа произошло. О продуцирующей силе нищеты людей и государственного урона в свое время экс- секретарь Совета национальной безопасности и обороны Евгений Марчук говорил: «Из-за злоупотреблений с возвратом НДС экспортерам Государство несет много многомиллиардные (!) убытки, которые несравнимы с доходами от этого налога». А разве искусственно созданная волокита вокруг регистрации малого и среднего бизнеса способствует экономической свободе?
Некоторые высокие умы, рассуждая о демократии, любят ссылаться на хозяйственные реформы 1948 г. в Западной Германии. Основателем тех реформ, как известно, был Людвиг Эрхард — министр народного хозяйства в правительстве Аденауэра. Национал-социализм довел экономику Германии до тяжелейшего кризиса. В экономике господствовал натуральный обмен, нарастала безработица и бедность людей.
Целью того правительства было возрождение производства материальных благ. Для достижения этих целей были снижены налоги, отменены все ограничения: на выплату заработной платы, выдачу лицензий на все виды деятельности, на установление цен производимых товаров. И спустя полтора года реформы в Германии начали давать результаты: прирост производственной сферы составил 60%. Темпы роста промышленности Германии были выше, чем в США, Франции, Англии и других стран. Наблюдая за происходящими преобразованиями в Германии, французы Жак Рю Еф и Андре Пьетр писали: «Еще накануне немцы бесцельно бегали по городу, чтобы разыскать дополнительно какие-нибудь продукты питания. А на следующий день их мысли уже концентрировались лишь на том, чтобы заняться производством этих продуктов питания. Накануне на лицах была написана безнадежность, а на следующий день целая нация с надеждой смотрела в будущее».
Да, целая нация с оптимизмом смотрела в будущее, потому что в тот период правительством Германии были заложены фундаментальные основы и предпосылки для подлинной экономической демократии и экономической свободы людей.
Выступая на хозяйственном совете, Людвиг Эрхард говорил: «Если мы не будем стремиться постоянно улучшать жизненные возможности нашего народа, то подорвем этим основу для технического прогресса, тем самым выйдем из круга цивилизованных народов, законсервируемся в искусственной бедности. Только расширив потребление, мы сможем впредь участвовать в здоровом мировом развитии».
Экономическая демократия означает: свобода плюс ответственность. Если за банкротство на микроуровне несет ответственность руководство, коллектив (хотя в этом виновато, зачастую, государство), то кто же несет ответственность за происходящее на уровне страны? Как показывает практика, никто.
А ведь разрушительные процессы в экономике были заложены именно в первые годы независимости Украины. Жаль, что 14 лет для нашей экономики бездарно потеряны. Украина должна была открывать свои рынки для иностранных товаров в той мере, в какой Европа открывала бы для наших свои. И вообще, неужто нужно было иметь так много экономического ума, чтобы не понять, что без стабилизации экономики на микроуровне ничего хорошего на макроуровне не получится.
Засилье бюрократического класса, проводимая налоговая и кредитно-финансовая политика, отсутствие протекционистской политики (защита отечественного рынка) плюс глобализация — это те главные составляющие, которые не дали возможности реализоваться на практике подлинной экономической демократии в Украине.
Какого цвета революции у нас должны еще произойти для того, чтобы мы все чувствовали себя экономически свободными людьми, а не находились в роли постоянного просителя у государства? Можно сколько угодно сотрясать воздух в разных местах, но от этого экономика страны могущественнее не станет, а ведь именно высокоразвитая экономика является основой основ в решении социальных проблем общества.