Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Долгожданный заявочный принцип

Смирится ли с ним чиновник?
16 декабря, 2005 - 20:00
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

Чем бедней страна, тем настойчивее она стремится регулировать все, что касается бизнеса. Это утверждение можно с полной ответственностью отнести и к Украине. По словам менеджера Программы партнерства по развитию частного сектора Международной финансовой корпорации Татьяны Лозанской, «практика выдачи разрешений в Украине не только далека от европейской, но и разрешительные процедуры в Украине более сложные, длительные и дорогостоящие, чем в Грузии, Узбекистане или Таджикистане». Если у нас нужно получать 1200 разрешений, то в Грузии их всего 52. При этом в Украине есть даже разрешение, обязательное для всех предпринимателей, каким бы бизнесом они не занимались, — заключение органов пожарной безопасности, чего нет даже в Белоруссии (она одна опережает Украину по количеству рамочных ограничений для бизнеса).

Естественно, такая ситуация никак не может радовать бизнес. Мало того, что предприниматель в среднем должен потратить на оформление всех этих документов 81 рабочий день в году и заплатить за это 202 доллара, так еще никто и не может гарантировать, что все бумажки будут вообще получены, не говоря о том, будут ли они получены вовремя. Согласно ежегодному исследованию МФК «Бизнес-среда в Украине 2005», в прошлом году 43% предприятий получали разрешения, причем треть из них получило более четырех таких документов. Наиболее часто они обращались в органы пожарного надзора, санитарно-эпидемиологические службы и охраны труда. Однако 90% самых распространенных разрешений были временными, потому что проверяющие органы везде находили какое-то несоответствие нормам. Однако отказы получили только 2% предприятий. Поэтому 64% всех получавших разрешения посчитали подобные процедуры очень сложными, а каждое третье предприятие было вынуждено прибегнуть к взяткам.

Естественно, ни о какой борьбе с коррупцией при таком состоянии разрешительной системы говорить не приходится. Однако стоит заметить, что первый шаг в сторону разрешения всех этих неурядиц государством сделан — шестого сентября принят Закон «О разрешительной системе в сфере хозяйственного управления», который вступит в силу с начала будущего года. Из 1200 разрешений теперь остается только 100, причем все они будут определяться законами, а не различными постановлениями или указами. Законы будут регулировать порядок выдачи разрешений, их стоимость и срок действия. Новинкой для нашего государства станет заявочный принцип — большинству предприятий не надо получать разрешения, а достаточно уведомлять органы власти о выполнении соответствующих требований. Арендаторам помещений теперь не нужно обращаться к пожарным, если такое разрешение уже есть у хозяина здания.

Но несмотря на все достоинства нового закона, по словам руководителя проекта МФК «Развитие предпринимательства в Украине» Андрея Гуревича, он еще нуждается в имплементации. В первую очередь в такой процедуре нуждается декларативный принцип. Чтобы соответствующие органы могли ему следовать, они должны разбить всех предпринимателей на группы риска для общественной безопасности. В Европе, где подобный принцип работает уже многие годы, только 10% из всех предприятий признаются опасными и нуждаются в получении разрешений. В Украине же подобным делением еще никто не занимался. Были некоторые постановления еще времен СССР, которые уже абсолютно устарели. По словам Гуревича, их нужно отменить, ввести новые, причем такие, чтобы к группе безрисковых предприятий можно было отнести не менее 90% от их общего количества. Из них некоторые (условно опасные) будут представлять декларации о благополучии, а остальные смогут обходиться даже без этой формальности. Эксперт советует определить декларативный принцип не только в одном, общем, законе, но и в специальных законах, регулирующих пожарную безопасность, санитарно-эпидемиологическое благополучие и т.д.

Вместе с тем благие намерения и советы в этом вопросе уже сегодня наталкиваются на глухое сопротивление со стороны органов, выдающих разрешения. Так, пожарная служба считает большинство предприятий «взрывопожароопасными» и соглашается на декларативный принцип только при наличии страховки от ущерба третьим лицам. Санэпидстанции идут еще дальше: вместо декларации о готовности работать, предприятиям придется добавить к старому перечню заключений декларацию о состоянии своих средств производства и пищевых продуктов. Так что никто сегодня не возьмется предсказывать, что с Нового года создавать предприятия станет легче. По словам Гуревича, для украинских чиновников до сих пор главным является не законодательство, а распоряжения начальства. Соответствующих распоряжений не было, а значит, нет пока и упрощения правил.

Кроме декларативного принципа и деления на группы риска, которыми должны заниматься специальные органы, позаботиться о благе предпринимателей должны и органы местного самоуправления. Их задача — ввести в свое штатное расписание должность администратора, который будет заниматься разъяснением спорных моментов и защищать предпринимателей от своих коллег по бюрократии. Новатором в этой области уже готовится стать Киев, который разработал однодневную схему получения разрешения на начало торговли. Но все это пока что только на бумаге. Как отметил член Совета предпринимателей при Кабинете Министров Виктор Гербеда, пока все законодательство не будет реформировано под современные рыночные нормы, ничего существенного этот закон не изменит, потому что ни один госорган, созданный еще при Союзе, не будет сам себя реформировать, пока его законодательно не заставят это делать. Тем более, что основной бедой предпринимателей являются отнюдь не поборы, а излишняя зарегулированность рынков. А чиновники, привыкнув к своему положению отцов нации, так просто от этого не откажутся. Это подтвердил и заместитель главы Киевской горадминистрации Николай Георгиевский. По его мнению, чиновники в рамках одного закона не откажутся от своих функций. Он также довольно скептически отозвался об институте администраторов, за появление которого ратует МФК, отметив, что пока эта должность не появится в штатном расписании и на нее не выделят определенные ассигнования, никто не будет воспринимать ее всерьез, а значит, реальной пользы от таких опекунов бизнеса пока ожидать не приходится.

Наталия ГУЗЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ