Погромы, которые уже довольно продолжительное время будоражат Францию, побуждают к поиску причин и объяснений такой неприкрытой агрессии по отношению к собственному государству. Поскольку между строчек сообщений мировых СМИ — а часто и открыто — говорится об участии в погромах преимущественно национальных и религиозных меньшинств, не довольных, в частности, своим социальным положением, это побуждает европейское сообщество к переосмыслению феномена демократии и толерантного отношения к «Другому» в контексте глобализационных изменений.
ВОЗМОЖНО ЛИ ДОБРО С «КУЛАКАМИ»?
Этот вечный философско-этический вопрос стал после событий 11 сентября особо весомым и актуальным. В общественно-культурном аспекте однозначное акцептирование «сильного Добра» декларировалось США, Россией и Израилем. А Европейский Союз занимал противоположную позицию, заявляя, что если и допускать наличие у Добра «кулаков», то их непременно нужно одеть в боксерские перчатки и четко определить — с помощью ООН — правила боя.
На что ЕС получал ответ о невозможности борьбы по правилам fair play, если один из участников боя выходит на ринг с кирпичом или ломом. Одним из наиболее ярких аргументов сторонников «сильного Добра» был тезис: «легко рассуждать о правах человека, сидя в уютной парижский кофейне после очередных посещений перформенса какого-либо из авангардистских художников, когда вокруг вас не взрываются бомбы, тогда как кто-то вместо вас, и ради нашего общего, кстати «западного», блага, пытается навести в мире порадок».
Эти дискуссии захлебывались после ряда классических, обоюдно правильных аргументов «за» и «против» войны в Ираке, эклектичность санкций и несоответствие их международному праву, и на этом прекращались: каждый оставался при своем.
Однако последние события во Франции действительно показали относительность корреляции «Агрессивная Америка vs. Миролюбивая Европа». Общественные настроения — причем не только в самой Франции, но и по всей Европе — заметно радикализируются. Массовые беспорядки вызывают страх и еще большее возмущение до недавнего времени пацифистски настроенных европейцев, а посему возникают основания для пересмотра целой философии гражданского развития демократической Европы.
О ПРАВАХ, ПО КОТОРЫМ СУДИТСЯ ЕВРОПЕЙСКИЙ НАРОД
Вся современная западная цивилизация построена на этических ценностях христианства и гражданской демократии. Эти «два крыла» тысячелетней интеллектуальной истории Европы стали органическими категориями для большинства ее жителей.
Ад Второй мировой войны еще больше утвердил нерушимость этих ценностей среди европейцев. Более того, идеалы человеческого достоинства и свободного развития личности успешно экспортировались во все части света, даже в те, где господствующим и органичным было и остается принципиально иное видение национального и глобального развития.
Окрыленная успехом мирового просвещения, Европа не только непрестанно развивала демократические идеи на теоретическом, философском уровнях, но и пыталась применять их в собственной практике внутреннего построения государства.
Несомненно, ценность Человека мало где так высоко задекларирована и воплощена в жизнь, как в странах Европейского Союза, которые длительное время будут оставаться эталоном в этой фундаментальной гуманистической величине для остального мира.
Однако, как известно, идеальные категории являются эффективными для применения в теории и философских рассуждениях. Релятивность практики жизни обычно не признает односторонности. Даже в таких извращенно-радикальных примерах, как правление Сталина или Гитлера историки способны находить не только объясняющие факторы, но и позитивные стороны для развития тогдашнего общества. Это трудно объяснить потомкам миллионов замученных Голодомором украинцев или Холокостом евреев — однако таким неблагодарным является труд незаангажированных историков.
ЧТОБЫ НЕ ВЫПЛЕСНУТЬ С ВОДОЙ МЛАДЕНЦА
Так же и развитие демократических свобод в современной Европе привело к явлению, которое в советско- пропагандистской лексике называлось «перекосом». Буквально вчера, например, в дружеском разговоре с коллегами-аспирантами из Франции мы обсуждали современную социальную политику и как-то незаметно перешли к вопросу переписи населения.
Моих друзей возмущала «жандармская» практика их государства, которое, видите ли, при переписи населения хочет узнать у респондентов род их занятий, возраст и тому подобное. Я попробовал отреагировать, мол, переписи для того и проводятся, чтобы знать, каков социальный, этнический, религиозный состав населения государства — потому что если сводить перепись к просчитыванию количества жителей, проще не расходовать бюджетные миллионы, а просто дать поручение Министерству юстиции подготовить справку о количестве зарегистрированных рождений и смертей.
При слове «социальный показатель» французы кивали, при «этнический» — молчали из чувства такта, однако аргумент «религиозный» полностью отбил у них респект к правилам этикета — они искренне возмутились: «Государство не имеет права вмешиваться в вопросы религии, а то, какой я национальности, никого не касается!» — приблизительно так будет выглядеть реакция французов после тщательного литредактирования.
Стоит отметить, что это не была позиция представителей «поствудстокской» субкультуры, а выпускников наиболее престижной во Франции Национальной школы политического управления. Такую философию государственным служащим прививает сейчас французское государство.
Именно такая степень развития прав человека является сейчас в Европе нормой. Иногда даже возникает впечатление, что быть меньшинством в Европейском Союзе значительно выгоднее, чем большинством — потому что никто не позволит и намека дискриминации в вашу сторону…
Эксперты прогнозируют, что после общественных беспорядков во Франции отношения европейцев к национальным и религиозным меньшинам значительно ухудшится. Это ухудшение, однако, будет требовать надлежащего теоретического обоснования. А потому возникает опасность, что ради попытки быть последовательными в своих действиях, в розовом свете воспринимающие мир европейцы вынуждены будут концептуально отказаться от определенной части демократических преимуществ, чем поставится под угрозу взрощенная в Европе миролюбивая философия демократического развития, с Человеком на первом месте. А поэтому поиск концептуального баланса между ценностями демократии и инстинктом безопасности стоит на повестке дня как никогда остро.
И НАПОСЛЕДОК
Не так давно одна известная теннисистка отказалась сдавать тест на допинг по той причине, что этого не позволяет делать ее религия, а следовательно, требование прохождения теста является нарушением прав человека, чем было поставлено под угрозу существование всей антидопинговой системы мирового спорта. Впоследствии, вдохновленные сектантскими идеями, под православной личиной, другие отказались от акцептирования идентификационных кодов, что поставило под угрозу существование фискальной системы государства. Завтра кто-то, ссылаясь на неотъемлемое право человека, начнет потреблять мясо собак — и так до бесконечности. Какой должна быть адекватная реакция общества и насколько защита прав одного человека может препятствовать их общему развитию? После событий во Франции эти вопросы Европа будет ставить себе и миру с новой остротой. Поиск ответа на них будет определять парадигму глобального развития человечества. В этой дискуссии уникальным и важным может стать опыт каждой нации, а выросшей на идеалах гуманизма Сковороды украинской — и подавно!
КСТАТИ
Продолжается постепенное снижение накала ночных беспорядков в некоторых районах французских городов, но правительство намерено продлить право вводить комендантский час в опасных кварталах. Полиция сообщает, что в ночь на понедельник в стране сожжена 271 автомашина (315 в ночь на воскресенье), задержаны 112 человек (161 в ночь на воскресенье). Получили ранения пятеро полицейских. Всего с начала беспорядков, длящихся 18 дней, задержаны 2,7 тыс. человек, 375 из них уже находятся за решеткой. Столкновения минувшей ночью отмечены в Тулузе, Страсбурге и Лионе, где зафиксированы стычки хулиганов с полицией. Акты вандализма отмечены также в некоторых других городах. Помощь Франции в улучшении положения в населенных иммигрантами пригородах предложил Европейский Союз. Председатель Европейской Комиссии Жозе Мануэл Дурау Баррозу предложил выделить на эти нужды 50 млн. евро и увеличить эту сумму в случае необходимости. Глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу заявил, что на создание новых рабочих мест в стране и помощь в урегулировании социальной и этнической напряженности в итоге может быть выделено до миллиарда евро. Французские страховые компании предполагают, что только страховые выплаты могут достичь 200 млн. евро. Французское правительство пока не отреагировало на предложение Баррозу, направленное письмом премьер-министру страны Доминику де Вильпену.