Парламентские слушания, которые в рамках дня правительства были посвящены обсуждению проблем, связанных с дорожно-транспортными происшествиями и состоянием автодорог Украины, наглядно осветили ужасающую ситуацию: каждые 15 минут в Украине происходит ДТП.
Последствия этих происшествий поражают.
Погибают и становятся калеками тысячи людей. Предприятия будут оплачивать больничные, страховые компании — компенсации, семьи будут содержать до конца жизни своих родственников, которые пострадали вследствие чьей-то небрежности и сознательного пренебрежения Правилами дорожного движения.
Только в период с 24 по 27 сентября в этом году на дорогах Украины было зарегистрировано 538 ДТП, в результате которых 79 человек погибли и 639 получили телесные повреждения! Всего за четыре дня смерть и несчастье пришли в дома к 818 украинцам!
Кто и как должен остановить эту бойню? Это обязана сделать власть!
Нормы международного права в сфере защиты прав человека являются обязательными для всех органов государственной власти, их должностных и служебных лиц. Конституционные гарантии личных прав и свобод человека и гражданина, их защита и эффективная реализация — одна из главных задач любого демократического государства. Следовательно, ответственность за ежедневные убийства на автодорогах должно нести государство — Президент Украины, правительство, министр внутренних дел, Государственная автомобильная инспекция в лице каждого «гаишника», потому что все они являются наемниками государства для организации очень конкретного направления жизнедеятельности. Неумение обеспечивать безопасность на автодорогах Украины или безразличие к разрешению этой проблемы должно квалифицироваться прямо и однозначно: как бездеятельность власти и ее должностных лиц.
Президент Украины В. Ющенко тоже должен осознавать, что вследствие ДТП он также как непосредственный участник движения подлежит уголовному преследованию. Именно поэтому В. Ющенко на протяжении всего периода исполнения обязанностей Президента Украины не имеет права лично руководить любым транспортным средством, потому что имеет особый иммунитет от преследования.
В общих чертах украинцы уже знают, что такое европейские стандарты. А каковы евростандарты для правоохранительных органов? Именно сотрудники милиции обязаны служить сообществу и защищать всех лиц от противозаконных действий, помня о возложенной на них высокой профессиональной ответственности. Однако понятно, что каждое действие и каждое ограничение прав должны быть только отвечающими требованиям демократического общества, в том числе — и внедрение строгих штрафных санкций за нарушение Правил дорожного движения. Например, будет ли на пользу обществу внедрение штрафов, даже если они будут достигать 867 грн., за повторное нарушение? Очевидно, что общество должно приветствовать ужесточение мер принуждения, потому что смириться с материальными и моральными убытками и войной на автодорогах государство не имеет права, и пример, опять же, дают страны Европы. В Германии, Польше и Венгрии штрафы достигают от 800 до 1400 евро, а в Латвии за управление авто в нетрезвом состоянии применяют арест от 5 до 15 суток и лишения прав на управление до двух (!) лет.
Действующие лица ДТП становятся участниками уголовного, гражданско-правового и административного судопроизводства. А поскольку попасть в ДТП может каждый, не лишним будет, по нашему мнению, напомнить, каковы международные стандарты проведения досудебного следствия (расследования). Во время расследования, опроса свидетелей, пострадавших и подозреваемых, личных обысков, поиска средств передвижения, обыска и осмотра помещений, перехвата личной корреспонденции и прослушивания телефонных разговоров каждый имеет право на личную безопасность и право считаться невиновным до вынесения судом приговора. Никто не может подвергаться выборочному вмешательству в личную, семейную жизнь и вторжению в дом, а также не может быть объектом противозаконных нападений на свою честь и репутацию. Естественно, что такие действия могут совершаться только по решению суда. Никакое давление, физическое или моральное, не может быть направлено на подозреваемых, свидетелей или пострадавших во время попытки получения информации; истязания и другое негуманное обхождение или унизительное отношение абсолютно неприемлемы. Органы, которые проводят досудебное следствие, и их должностные лица должны удерживаться от предания огласке конфиденциальной информации. Арестованный или задержанный должен быть немедленно проинформирован о причинах его ареста, об обвинениях, которые выдвигаются против него, должен предстать перед судом для пересмотра законности своего ареста или задержания и немедленно освобожден, если его задержание будет признано противозаконным. Арестованные и задержанные лица должны иметь доступ к адвокату или другому юридическому представителю, а также достаточные возможности для своей защиты. Решения относительно длительности и правомочности задержания принимаются судебной или другой соответствующей инстанцией, однако законность задержания должна быть установлена на протяжении 72 часов.
Никто не имеет права воспользоваться положением задержанного лица, чтобы вынудить его сознаться или иным образом обвинить себя или другое лицо в совершении преступления.
Применение силы сотрудниками органов внутренних дел возможно только тогда, когда это абсолютно необходимо, с целью охраны правопорядка, убытки и вред должны быть минимальными. В случае использования силы или огнестрельного оружия сотрудники органов внутренних дел отчитываются в соответствующей форме перед лицами, начальником высшего уровня, которые рассматривают каждый из случаев отдельно. Высшие должностные лица несут полную ответственность за действия подчиненных, которые находятся под их руководством, если эти высшие должностные лица знали или должны бы знать о злоупотреблении силой или оружием, но не перешли к конкретным действиям относительно предупреждения таких случаев. Сотрудники органов внутренних дел, которые отказались выполнять противозаконные приказы высшего руководства, пользуются неприкосновенностью.
Органы внутренних дел, охраняя общественный порядок, защищая в пределах своих полномочий жизнь, здоровье и свободу граждан, собственность, окружающую среду, интересы общества и государства от противоправных покушений, тем самым последовательно обеспечивают законность в государстве.
Ведение четкой, полной и точной документации относительно расследований, арестов, задержания, использования силы и огнестрельного оружия, помощи пострадавшим и всех других вопросов правоохранительной деятельности является важнейшим для установления всех обстоятельств совершения преступления или правонарушения.
Следует помнить, что существует зафиксированный соответствующими инструкциями порядок рассмотрения жалоб на сотрудников органов внутренних дел от представителей общественности или любого человека. Расследования этих нарушений должны быть своевременными, беспристрастными и направленными на выявление пострадавших, поиск свидетелей, раскрытие причин, характера, места и времени совершения нарушения, а высшие должностные лица несут ответственность, если такие нарушения имели место, но не были приняты необходимые меры.
Упрочение законности и правопорядка, функционирование правового государства и гражданского общества в Украине во многих случаях зависит от органов внутренних дел, которые должны уважать и защищать достоинство человека, права всех лиц. Однако без поддержки самого общества и ежедневного информационного обеспечения деятельности милиции по обеспечению безопасности на автодорогах «война» на дорогах будет продолжаться и приносить ежедневно в дома украинцев десятки сообщений о гибели и увечьях близких им людей.
Не хватает еще и генерального прокурора Украины, который в полном соответствии с действующим законодательством, осуществлял бы контроль за органами, проводящими досудебное следствие...