Украинские самолеты — военные и гражданские — рискуют стать чужими как в воздушном пространстве стран НАТО, так и стран СНГ. Иначе говоря, они будут восприниматься как вражеские. Такой сценарий вполне возможен, если не создать национальной системы государственного распознавания объектов. На языке военных эта система называется «свой—чужой» и нужна для того, чтобы украинские ракеты не сбивали собственных самолетов и самолетов союзников. Нужна она также и для того, чтобы сохранить возможность «воздушного» взаимопонимания со странами СНГ, а вскоре — обеспечить украинским средствам ПВО и авиации способность к евроатлантической интеграции.
ВЧЕРА
Первая система радиолокационного опознавания «СЧ-1» («свой—чужой») появилась на вооружении войск ПВО СССР еще в сороковые годы. Затем была система «СЧ-2», а в конце пятидесятых разработана принципиально новая система «Кремний». После войны во Вьетнаме появилась ее модернизированная версия «Кремний-1, 2, 2М».
Первая американская система опознавания МК-10 появилась также в сороковые годы. В дальнейшем она модернизировалась и сейчас стоит на оснащении стран НАТО в более новых версиях, в том числе и в виде системы МК-12. Ею и поныне оснащены все гражданские суда. Сейчас создается качественно новая система опознавания МК- 15Х. И все же наличие систем опознавания не избавляло от досадных проколов. Они случались и у нас, и у россиян, и американцев… По этой теме существует довольно занимательная хроника ошибок.
СЕГОДНЯ
Практически все страны СНГ для определения государственной принадлежности объектов используют систему радиолокационного опознавания «Пароль», которая может взаимодействовать со средствами систем наведения истребительной авиации и управления воздушным движением. Для решения сугубо военных задач используется система «Кремний-2м».
Между большинством стран СНГ подписано соглашение, предусматривающее использование системы «Пароль». Считается, что «Пароль» исключает случаи бесконтрольного пребывания объектов-нарушителей в воздушном пространстве, а также непреднамеренное поражение своих летательных аппаратов своими же огневыми средствами. Но возросшая угроза авиационного терроризма актуализировала вопрос контроля за воздушным пространством. Каждая из стран старается использовать все способы, которые могут усилить безопасность ее воздушного пространства. Например, латвийский сейм недавно предоставил министру обороны полномочия в экстренных случаях отдавать приказ об уничтожении неопознанных объектов, вторгшихся в воздушное пространство. Но на практике самостоятельный противовоздушный потенциал Латвии, как и остальных прибалтийских республик, невысок. И патрулирование воздушного пространства трех прибалтийских государств их партнеры по НАТО осуществляют по принципу ротации. Эту вахту несли сначала четыре истребителя Норвегии, потом самолеты ВВС Нидерландов, потом — США. Но, похоже, это патрулирование оказалось не слишком эффективным. Как известно, 15 сентября в сопредельном с Калининградской областью Шакяйском районе Литвы разбился российский Су-27. Причины до сих пор неясны.
ЗАВТРА
Самостоятельную игру на поле «свой—чужой» Украина, несмотря на участие в упомянутом соглашении в рамках СНГ, начала еще в 1999 году. Указ Президента ставил задачу создать национальную систему государственного распознавания объектов. В 2004 году появился еще один указ на эту же тему. До 2008 года предусматривается в рамках госзаказа разработать и испытать отечественную систему «свой—чужой». На первом этапе новая система должна быть интегрированной для работы в режиме общего опознавания в системе радиолокационного опознавания стран СНГ — тот же «Пароль» и «Кремний-2м». Потом в нее дополнительно будет интегрирована система опознавания по стандартам НАТО (МК 10). Вбудущем именно эта «натовская» система станет основной в режиме общего опознавания над воздушным пространством Украины. Именно так в технической плоскости будут реализованы политические заявления официального Киева о евроатлантической интеграции. Случайно или нет, но срок «мобилизации» отечественной системы опознавания (2007—2008 гг.) совпадет со сроком, на который, по мнению экспертов, придется вступление Украины в НАТО.
Но военное ведомство Украины, при всем своем интересе к этой политико-технической задаче, имеет традиционную ахиллесову пяту. Она — в неспособности своевременно и в полном объеме оплачивать работу предприятий. Так, уже сегодня долг военных перед разработчиками украинского «Пароля» — около 1 млн. грн. Чтобы программа была реализована в запланированные сроки, интегратором этих работ должна выступать структура, обладающая живыми оборотными средствами. Так, закон Украины об оборонном заказе предусматривает возможность выполнения функции исполнителя того или иного проекта спецэкспортером. По данным агентства Defense Express, работы по реализации Программы создания и развития национальной системы государственного распознавания объектов будет интегрировать одна из дочерних компаний «Укрспецэкспорта» — «Укроборонсервис». Правда, у нее в связи с проблемами в финансировании, которых и в этом случае нельзя исключить, могут появиться нежелательные зарубежные помощники. В период с 9 по 12 августа этого года в Штабе по координации военного сотрудничества (ШКВС) государств-участников СНГ прошло совещание по вопросам использования и совершенствования единой системы радиолокационного опознавания. На нем утверждалось, что в Украине практически отсутствует система технического обеспечения «Пароль» и предлагалась помощь в ее создании. Со всеми последствиями…