Наверное, все более или менее осведомленные с историей украинцы слышали о Суботове — маленьком селе на Черкасщине, родовом имении Богдана Хмельницкого. Одно из многих маленьких сел, которые по воле истории стали великими. Впрочем, у знаменитого Суботова есть «братья», которым меньше повезло. Одно из таких маленьких- больших сел — Выгов (Коростенский район Житомирской области) — место, где берет свое начало корень рода гетмана Ивана Выговского.
Сегодняшний Выгов — совсем маленькое село, которое затерялось в полесских лесах. При въезде даже нет таблички с названием. Однако дотошный и внимательный путешественник ни за что не проедет мимо этого населенного пункта. В центре села, на холмике — небольшой, но издали заметный памятник. На черном гранитном постаменте — бронзовый бюст рыцаря в козацкой шапке с молодецкими усами. Ниже подпись — «Iван Виговський. Гетьман України». Именно здесь, в Выгове, в начале ХVII века родился преемник Богдана Хмельницкого, вождь Козацкого государства. От названия села и пошла его родовая фамилия. Впрочем, эту фамилию носит и большинство нынешних жителей Выгова.
Сразу за памятником — отделение связи. Спрашиваю у заведующей, где поблизости живут Выговские. В ответ женщина смеется: «Да здесь все село — Выговские! Да и сама я тоже — Людмила Выговская!»
В советские времена мало кто из выговцев вспоминал о знаменитом земляке-гетмане: в то время его имя употребляли лишь с эпитетами «предатель», «польський запроданець» и т. п. Советская идеология не могла простить гетману его непринятие Переяславского договора, соглашения с Польшей 1658 года («Гадяцький трактат»), а главное — блестящую победу над русской армией под Конотопом в 1659 году. И лишь в независимой Украине об Иване Выговском, наконец, заговорили как о выдающемся государственном деятеле. Тогда же интерес к жизни гетмана проснулся и у его земляков.
Наиболее авторитетный местный «выговсковед» — сельский учитель Леонид Мельниченко. Он тоже родом из Выгова, хотя ныне живет в соседнем селе Полесском. «Я и сам по материнской линии — Выговский, — объясняет Леонид Антонович, показывая родовой герб, который висит на стене в доме — герб рода Выговских. — Лет десять-двенадцать назад начал исследовать историю своего родного села и жизни гетмана Выговского. За это время собралось столько материала, что хватит на целую монографию! Кстати, уже начал ее писать». По словам краеведа, в ХVI—ХVII веках в окружающих селах жили сотни представителей шляхетских родов. Если Запорожскую Сечь можно назвать колыбелью козацкого боевого искусства, то Выгов был тогда «кузницей кадров» Гетманщины. Кроме Ивана Выговского, из этого села вышли десятки его родственников-шляхтичей, которые были «кадровым костяком» козацкого государства в ХVII веке. И вообще, Выгов тогда был центром целой земли — Выговщины, в которую входило несколько сел и десятки хуторов.
Леонид Мельниченко собирает историю родного села буквально по крохам. Он ведет переписку с архивами Украины и России, принимает участие в научных исторических конференциях. Краевед разыскал через архивы прямых потомков гетмана Выговского, которые ныне живут в Западной Европе! Тем не менее все свои карты исследователь пока что не открывает: «Всему свое время. Украина еще узнает, какой выдающейся фигурой был гетман Выговский!»
Большинство односельчан считают Мельниченко чудаком. А он просто не может сидеть, сложа руки. Преподавая в школе рисование и физкультуру, этот упорный человек еще и успевает писать большие живописные холсты (в свое время он закончил Львовский институт декоративно-прикладного искусства). Картины поразительно красивы — морские и полевые пейзажи богаты яркими радужными красками. Но пока эта красота покрывается пылью в подсобках местной школы. Чтобы устроить галерею (это давняя мечта пана Мельниченко), ни у мастера, ни у сельсовета нет средств.
Еще одна страсть Леонида Мельниченко — коллекционирование древностей. Объездив окрестные глухие села («сердце Выговщины»), он за несколько лет собрал коллекцию предметов народного быта, которой может похвастаться не каждый музей этнографии! В коридорах школьных мастерских (которые служат импровизированными выставочными залами) можно увидеть сотни старинных вещей — начиная от чугунного горшка или лаптей и заканчивая настоящим ткацким станком. Все вещи Мельниченко выкупил у бывших собственников за свои деньги, да еще и на собственные средства перевез в школу. «Я трижды обращался в дирекцию Житомирского краеведческого музея — мол, приедьте, посмотрите, это же настоящее сокровище. Не едут...» — с грустью говорит краевед-любитель. И вопреки всему, с фанатичной настойчивостью продолжает собирать историю своей Выговщины.
Ныне две трети выговцев (почти двести жителей!) носят фамилию своего славного земляка. Списки в классных журналах здешней школы имеют сугубо местную «изюминку»: одна фамилия повторяется десять- двенадцать раз, понятно — какая именно. Учителя, тем не менее, учеников не путают. Тем более, что и сами имеют такую же фамилию — Выговские.
Захожу на первый же двор центральной улицы села и громко кричу наугад: «Здесь ли живут Выговские?» Из дома выходят мужчина, женщина и мальчик лет двенадцати. «Мы — Выговские», — отвечает хозяин семейства. Знакомимся. Муж работает радиомастером, жена — почтальоном. «Живем в Выгове всю жизнь, — рассказывает 52-летний Виктор Станиславович. — Еще лет тридцать назад во всех близлежащих селах были одни лишь Выговские! Если, бывало, я ездил в гости к родственникам в соседние районы, они с уважением говорили: «О, Выговщина приехала!» А теперь Выговских стало немного меньше — старики умерли, молодежь уехала... Но те, кто остался, помнят о своих шляхетских корнях. И сам я верю, что гетман Иван Выговский — мой пращур. А как же иначе?»
Спрашиваю о происхождении этой шляхетной и популярной в селе фамилии. «Есть такая версия, что она происходит от выкрика, — рассказывает Нина Николаевна, жена Виктора. — Когда-то давно здесь люди звали друг друга: «Гей, вы! Гов!» Вот и получилось — Вы-гов.»
Три года назад благодаря ходатайствам неутомимого Леонида Мельниченко (его инициативу поддержали казаки из «Полесской Сечи» и спонсоры — среди них были и бизнесмены Выговские) в селе поставили памятник выдающемуся земляку. Леонид Антонович мечтает, что когда-нибудь Выгов станет «вторым Суботовым». «Мы с единомышленниками основали общественный комитет, и стремимся сделать из Выгова музейный комплекс в честь Ивана Выговского, — эмоционально рассказывает краевед. — Есть программа развития Выговщины. Памятник — лишь первый шаг. Это историческое село, заслуживающее внимания государства, ведь здесь жили уникальные люди. Да и сейчас живут!»
Впрочем, сегодняшний Выгов не может похвастать бывшим шляхетством. Село потихоньку приходит в упадок. В прошлые годы здесь жили более шестисот человек, ныне — триста сорок. Треть домов стоят в запустении. Выговцы надеются, что село не придет в упадок окончательно. Однако пока что у этих людей есть лишь надежда на лучшее. А еще — шляхетская фамилия. Одна на всех.