Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ирак учится жить по закону

4 октября, 2005 - 20:21
В ИРАКЕ — «КОНСТИТУЦИОННАЯ» АГИТАЦИЯ / ФОТО РЕЙТЕР

Конституционный процесс, протекающий сегодня в Ираке, является обнадеживающим моментом для всех иракцев. После десятилетий навязанных сверху конституций избранное народом собрание осуществляет контроль над созданием проекта новой постоянной конституции, и текст проекта конституции будет вынесен на всеобщее голосование 15 октября.

Большая часть разговоров вокруг различных положений проекта конституции, таким образом, не отражает самого главного. Независимо от результатов референдума и независимо от отдельных положений текста конституции, самым важным является установление конституционных процессов и институтов в Ираке до и после референдума.

Что касается предшествующего референдуму этапа, Национальное собрание в основном преуспело в выполнении поставленных задач. Хотя временная конституция Ирака предоставила собранию эксклюзивный контроль над процессом разработки проекта новой конституции, собрание приняло мудрое решение подключить к процессу более широкий круг лиц, создав комитет по разработке проекта конституции.

Иракским лидерам было хорошо известно о пониженном участии в выборах значительной части многонационального и многоконфессионального населения Ирака, особенно суннитской общины. Соответственно, они стремились привлечь к процессу создания проекта конституции представителей групп населения, слабо представленных в Национальном собрании, со стороны которых было необходимо участие и чувство принадлежности к процессу не только для создания конституции, но и для того, чтобы залечить раны нации. Это был не просто жест.

Подключение к процессу всех групп населения было важным компонентом установления власти закона, а также говорило о том, что иракцы действительно оставили прошлое позади, и что никакая отдельная группа не стремится господствовать в Ираке. Это было важным сигналом, что члены Национального собрания понимают, что демократия — это не просто воля большинства.

Наоборот, всем иракцам было позволено участвовать в процессе, и хотя в конечном итоге консенсус не был достигнут, это тоже было частью процесса демократизации. В конце концов, иракские избиратели решат, является ли представленный проект конституцией, в соответствии с которой страна будет управляться в обозримом будущем. Те, кто предпочел не голосовать на прошлых январских выборах, скорее всего, примут участие как в референдуме, так и в предстоящих декабрьских выборах в новое собрание.

Второй важной чертой процесса разработки проекта конституции была степень, в которой Национальное собрание придерживалось требований временной конституции Ирака — переходного административного права. Во время передачи власти в июне 2004 года многие эксперты предсказывали, что избранное народом Национальное собрание проигнорирует временную конституцию, разработанную невыборным Правящим советом и обнародованную оккупационными силами. Однако этого не произошло.

Переходным административным правом был установлен жесткий график для окончания первоначального проекта конституции, и собрание в основном уложилось в назначенные сроки. Постановление о продлении последнего срока было вынесено в соответствии с духом и буквой переходного административного права. В конечном итоге можно сказать, что законодательный орган Ирака проявил полное понимание того, что его деятельность была ограничена конституционными принципами и властью закона.

Испытание качества государственных институтов, однако, произойдет после одобрения конституции и установления нового правительства. Независимо от того, кто победит на выборах, у руководства возникнет соблазн внести изменения в текст конституции. Это понятно, и необязательно вызвано незаконными мотивами.

Однако, принимая во внимание малый вес, придаваемый конституциям в современной истории Ирака, политический класс, скорее всего, оставит текст конституции в покое. Вполне может возникнуть мнение, что, за исключением непреодолимой необходимости, в течение некоторого времени гораздо важнее действовать в соответствии с конституцией — и демонстрировать свою приверженность соблюдению конституционных положений — чем даже совершенствовать существующие положения. Поправки и изменения всегда можно предложить по прошествии достаточного периода времени.

Само собой разумеется, что установленное в Ираке правление должно быть институциональным, а не персональным. Американская администрация была абсолютно права, оказав сопротивление призывам передать Ирак единому командующему, как того желали некоторые. Спасение Ирака от кошмара, в котором страна жила на протяжении предыдущих 35 лет, находится в руках не одного человека; действительно, полагаться на «одного человека» было главной составляющей правления Саддама.

И опять-таки недавняя история Ирака дает основание для оптимистичного настроя. В Правящем совете Ирака не доминировал ни один человек, и последующие правительства также действовали коллегиально. Появление определенных конституцией политических институтов гораздо важнее для ближайшего будущего Ирака, чем отдельные положения конституции. Именно этот компонент отсутствовал и отсутствует не только в Ираке, но и в других государствах, управляемых деспотами.

Конституции часто содержат высокие принципы и благородно гарантируют защиту основных прав. Вопрос заключается в том, придается ли этим гарантиям реальное значение. Если руководствоваться событиями недавнего прошлого, у Ирака есть основание для оптимизма.

Фейсал АМИН АЛЬ-ИСТРАБАДИ — посол и заместитель постоянного представителя Ирака в ООН, участник процесса разработки временной конституции Ирака

Фейсал АМИН АЛЬ-ИСТРАБАДИ. Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ