Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Правда о мифе

Особенности отечественного тоталитарного искусства
27 сентября, 2005 - 20:11
ВАЛЕРИЙ ЛАСКАРЖЕВСКИЙ. УРА! 1990 г. ОДНА ИЗ РАБОТ В РАЗДЕЛЕ «ПОСТСОВЕТСКИЙ СИНДРОМ? СОЦАРТ» / ЛЮДМИЛА БЕРЕЗНИЦКАЯ: «И КОЛЛЕКЦИЯ, И, ЕСТЕСТВЕННО, КАТАЛОГ УБЕЖДАЮТ: УКРАИНА НИКОГДА НЕ БЫЛА НИКАКОЙ ДРУГОЙ СТРАНОЙ, КРОМЕ КАК ЕВРОПЕЙСКОЙ» МИХАИЛ ВАЙНШТЕЙН. В КОЛХОЗ. 1971 г. ИЗЫСКАННЫЙ ЖИВОПИСЕЦ, МИХАИЛ ВАЙНШТЕЙН, ДЛЯ ЗАРАБОТКА ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ НАДЕВАЛ НА СЕБЯ МАСКУ ИДЕЙНО ПОДКОВАННОГО СОЦРЕАЛИСТА. НО ЖИВОПИСНОЕ МАСТЕРСТВО ВСЕГДА ПРОСТУПАЛО И СКВОЗЬ ИРОНИЧЕСКУЮ ОБОЛОЧКУ, СЧИТАЕТ ОДИН ИЗ АВТОРОВ КАТАЛОГА ИСКУССТ

Вышел в свет каталог- альбом «Від червоного до жовто-блакитного+помаранчеве», «Оранта», Киев, 2004—2005 .

Когда берешь в руки этот прекрасно изданный фолиант (6168 страниц, более 600 иллюстраций), понимаешь, что он сам по себе представляет художественный и эстетический интерес. Однако нас интересует все же наполнение. Оно, можно с уверенностью утверждать, уникально, поскольку иллюстрирует главные тенденции развития украинского изобразительного искусства ХХ века. Ну и в чем же уникальность, спросите. Уж сколько, казалось бы, было написано об этом еще во времена СССР — ведь прошлое столетие прошло под знаком соцреализма. Но чего не только не хотели, но и опасались замечать арт-критики в былые времена, социалистический реализм был совсем не так однороден, как кажется, да и был-то не совсем или, точнее — совсем не соцреализм, скрытый от греха подальше, от посторонних глаз. К тому же, он был нечто большим, чем одним из художественных методов. Это было своего рода мифотворчество, которое на протяжении не одного десятилетия главенствовало на 1/6 суши, то есть в СССР. Так что же это — искусство или идеологический инструмент? А художники той поры — творцы или «обслуга» идеологических институтов? И может ли соцреализм претендовать на свое место в истории искусства или это всего-навсего примета безвозвратно ушедшего в прошлое политического строя? На все эти вопросы вы получите ответ, листая альбом-каталог.

Уникальность его еще и в том, что он интересен как обычным любителям живописи, так и знатокам — коллекционерам, художникам, искусствоведам. Помимо иллюстративного материала, который, можно сказать, самодостаточен, в каталоге представлены статьи ведущих украинских искусствоведов и арт- критиков.

Автор проекта и главный редактор Людмила Березницкая, широкой публике известная как владелица одной из самых интересных столичных галерей — «Л-Арт», расположенной на Андреевском спуске, и уважаемый коллекционер, а профессиональной — еще и как кандидат философских наук, доцент кафедры «Теории и истории искусств» Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры. Что же сподвигло ее на этот объемный труд?

— Все началось с коллекции. Собирать ее стала более 10 лет назад одновременно с основанием галереи «Л-Арт», которая с самого начала определила искусство социалистического реализма приоритетным направлением своей работы. Когда собрание насчитывало более 200 произведений на сюжеты из советской жизни, появилось несколько фундаментальных работ на эту же тему — в России и Великобритании. Это повлияло на концепцию собрания, дав толчок для размышлений о специфических чертах украинского советского искусства.

— Наверное, многие и отечественные, и, особенно, зарубежные любители искусства удивятся, услышав такое. Ведь советское искусство воспринимается как нечто монолитное.

— И это заблуждение. Да, украинский и российский реализм были объединены общей идеологической задачей — создание идеального образа советского общества. Но — они отличались способами выразительности. Украинские художники, подчеркивая радость бытия, отдавали предпочтение яркому колориту, иногда пренебрегая сюжетом, в то время как их российские коллеги настаивали на приоритете описательности. Ведь соцреализм возник не из пустоты, не на пустом месте. Украинская художественная школа была основана мастерами, получавшими базовое образование в Европе и естественно они внесли европейскую изобразительную культуру в художественную среду Украины.

Проект «Від червоного до жовто-блакитного+помаранчеве» — это не только коллекция изобразительного искусства второй половины ХХ века. Это скорее попытка рассказать о существовании неоднородных и неоднозначных процессов в середине художественной жизни тоталитарной культуры и особенностей ее проявления во времена «оттепели» и «застоя». Эта коллекция также иллюстрирует мысль о специфических чертах искусства, которое аккумулирует в себе разные, часто прямо противоположные, функции: и идеологическую (мифологическую), и медиальную (когда искусство используется как социальная технология управления обществом, которая формирует миф), и эстетическую.

— Но каталог, на мой взгляд, выполняет более объемную задачу. Я имею в виду, что вы знакомите читателей и с маргинальной линией в искусстве по отношению к царящей социалистической.

— Собирая коллекцию, я поняла, что рассказ исключительно о советских артефактах не позволит составить целостную картину художественных движений в Украине. Таким образом мы дополнили ангажированные властью образцы искусства произведениями, которые можно отнести к советским лишь по временному принципу. Коллекция начала пополняться картинами, которые не только демонстрировали инакомыслие художников, но и могли быть сравнимы с соответствующими мировыми художественными феноменами. Эти произведения в каталоге отнесены в раздел «Ситуация «НЕО» и «ПОСТ». Всередине советской идеологемы».

В коллекции представлены также важные для советской идеологии образцы манипулирования психологией людей, или — вернее — масс: агитационный плакат, гобелены и тиражная советская пластика. Нельзя было обойти вниманием наивную картину, как наилучшее отзеркаливание глубины эстетических пристрастий украинцев. Это искусство представлено в коллекции произведениями всемирно известной художницы Марии Приймаченко.

Заключительным аккордом собрания стали произведения революционного, как для конца 80-х, искусства «перестройки». «Новая волна» (украинский вариант трансавангарда) обозначила тот разрыв, который существовал между советским социально-ориентированным искусством и апатичным к обществу искусством молодых.

— Не ошибусь, если «последние штрихи» и в коллекцию, и, соответственно, в каталог внесла наша жизнь, а точнее — оранжевая революция?

— Действительно, неожиданной частью коллекции стало несколько работ артгруппы «РЕП» («Революционно-экспериментальное пространство») с революционного Майдана. Этим и заканчивается книга...

Анна ШЕРЕМЕТ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ