На фоне усиления позиций евроскептиков, в частности — после того, как во Франции и Нидерландах провалились референдумы по Евроконституции, а на выборах в Германии пусть и незначительный, но перевес получили противники расширения ЕС, группа политологов из Финляндии, Литвы и Польши опубликовала доклад, способный порадовать еврооптимистов. «Друзья или семья? Финский, литовский и польский взгляд на перспективы политики ЕС по отношению к Украине, Беларуси и Молдове» — так озаглавили авторы свой отчет. Гжегож Громадский — аналитик, сотрудничающий с варшавским Фондом Стефана Батория, директор Института международных отношений Вильнюсского университета Раймундас Лопата и исследователь Финского института международных отношений (FIIA) Кристи Раик весной обсуждали проект своего доклада в Киеве — с украинскими политологами, политиками и журналистами. Польша и Литва — давние и активные лоббисты интересов Украины на Западе, президенты Квасьневский и Адамкус сыграли ключевую роль во время революционных «круглых столов» в Киеве. Финляндия имеет богатый опыт «Северного измерения» (The Northern Dimension) — взаимодействия ЕС с северо-западными регионами России. Некоторые наработки «Северного измерения» предлагается использовать и в отношениях с восточными соседями Евросоюза. В Хельсинки позитивно относятся к расширению Евросоюза. Естественно, финнов больше интересует то, что происходит рядом с ними, но у них есть и определенный интерес к нашей стране, в том числе, благодаря публикациями FIIA. Для нас Финляндия, по сути, довольно близка: все-таки сравнительно недавно нами правила одна — Российская — империя.
Украине, Молдове, и даже Беларуси (при непременном условии демократизации страны) необходимо предоставить перспективу членства в Евросоюзе — таково ключевое послание доклада. «Европейская политика соседства — это шаг вперед, но она лишь предоставляет общие рамки, которые не слишком помогают ответить на специфические вызовы восточного соседства», — убеждены исследователи. «Практические преимущества перспективы членства доказаны успешными трансформациями в Польше, странах Балтии и других новых членах ЕС. Процесс подготовки к вступлению создает сильную мотивацию стран- кандидатов для проведения политических и экономических реформ. Хотя в Украине и понимают, что принятие норм ЕС необходимо стране в любом случае, перспектива членства создаст уникальный стимул», — пишут Гжегож Громадский, Раймундас Лопата и Кристи Раик. «Беспокойство относительно способности Евросоюза функционировать совершенно оправданно. Также верно, что расширение должно где-то остановиться. Однако оно не может исключать трех восточных соседей ЕС, которые являются неоспоримой частью Европы. Интеграция Украины, Молдовы и Беларуси — тест для фундаментальной цели Евросоюза: беречь мир и демократию в Европе, — убеждены политологи. — Исключение этих трех стран нанесет серьезный урон идентичности и кредиту доверия ЕС. Расширение уже значительно изменило природу Евросоюза: он стал менее однородным; различные группы стран готовят инициативы между собой, прежде чем вынести их на всеобщее рассмотрение; меньше дискуссий происходит с участием всех членов. Вступление какой-либо или всех трех упомянутых стран не приведет к значительным изменениям этой тенденции».
По мнению исследователей, «типичным проявлением реакционной политики ЕС является принцип: «Давайте подождем и посмотрим, что принесут следующие выборы». «От такого способа мышления надо отказаться, — утверждают Гжегож Громадский, Раймундас Лопата и Кристи Раик. — Для поддержки демократии в соседних странах Евросоюзу следует посылать четкие и позитивные сигналы на ранних стадиях предвыборных кампаний… Чем больше ЕС предлагает конкретных шагов по сближению с соседями, тем более успешными должны быть проевропейские, продемократические силы в соседних странах. Этот важный момент касается парламентских выборов в Украине и президентских в Беларуси — и те, и другие состоятся в 2006 году».
«Стоит отметить, что помощь, получаемая кандидатами на членство в Евросоюзе, существенно больше оказываемой странам-соседям. Более того, на данный момент существует значительный дисбаланс между помощью южным и восточным соседям Евросоюза — не в пользу последних», — также указывают политологи.
По их мнению, «восточные члены Евросоюза — в особенности страны Балтии и Польща — должны доказать, что они не являются «антироссийской» группой, а напротив — наиболее заинтересованы в том, чтобы Союз имел хорошие отношения с Россией. Надо учитывать, что направление развития Украины, Молдовы и Беларуси будет иметь огромное влияние на будущее развитие России. Вовлечение Москвы в восточную политику соседства ЕС неизбежно по двум причинам: во-первых, только так можно избежать «игры с нулевой суммой» между ЕС и Россией как соревнующимися центрами влияния; во-вторых, продвижение демократии в новых странах- соседях — один из способов поощрения РФ к движению в аналогичном направлении. Однако вовлечение России не предоставляет ей права вето. Также не должно быть каких-либо сделок между ЕС и РФ по отношению к их общим соседям без участия последних».
Как отметил в разговоре с корреспондентом «Дня» один из представителей Еврокомиссии, для того, чтобы финско-польско- литовский доклад действительно смог повлиять на формирование политики Евросоюза по отношению к Украине, его должны поддержать именитые аналитики в Брюсселе. Сами же Гжегож Громадский, Раймундас Лопата и Кристи Раик отмечают ключевое значение участия Германии в продвижении восточной политики соседства ЕС. «Без поддержки Берлина восточные и северные члены Евросоюза едва ли получат существенную поддержку своих усилий в этом направлении», — признают они. Будущее финско- польско-литовских рекомендаций зависит от целого ряда непростых факторов, однако само их появление — уже большой плюс. Важно, чтобы им сумели воспользоваться в самой Украине.