Вчера Конституционный Суд Украины после длительной внутренней дискуссии вынес окончательный вердикт относительно проекта Закона «О внесении изменений в Конституцию Украины» под номером 3207-1. Документ признан не противоречащим действующему законодательству. За соответствующее решение проголосовали 10 судей, против — 4. Законопроект 3207 1 направлен на совершенствование системы местного самоуправления, для чего предлагается внести изменения в статьи 85, 118, 119, 133, 140, 141 и 143 Конституции. В соответствии с нормами закона, в Украине появляется новая административно-территориальная единица — «община», в которой будут объединены жители одного или нескольких населенных пунктов. Также, в соответствии с идеологией закона, будут ликвидированы районные государственные администрации, а областные госадминистрации будут выполнять функции контроля и надзора за соблюдением законности решений органов местного самоуправления — наподобие французских префектур. Также перемены коснутся особенностей функционирования местного самоуправления в городах Киев и Севастополь — мэры этих городов не смогут параллельно занимать должности глав Киевской и Севастопольской государственных администраций.
По словам главы КС Николая Селивона, в целом изменения, предложенные этим документом, отвечают так называемой общинной теории местного самоуправления, на основании которой построена система местного самоуправления в Европе. Предложенные изменения наделят органы местной власти компетенцией решать дела местного значения исключительно собственными силами. Так, например, у областных советов появится возможность создавать собственные исполнительные органы, к которым перейдет значительная часть полномочий нынешних областных государственных администраций.
Несмотря на радужные перспективы для местного самоуправления, КС высказал некоторые замечания относительно отдельных положений изменений к Конституции. Так, согласно переходным положениям этого законопроекта, он вступает в действие со дня проведения выборов в местный совет, которые состоятся в марте следующего года. Однако по мнению суда, было бы целесообразнее четко определить механизмы функционирования районных госадминистраций и органов местного самоуправления до формирования нового состава местных советов. По мнению главы КС Николая Селивона, невозможно будет ликвидировать районные администрации за один день, для этого нужно некоторое время, а также принятие нескольких сопутствующих законопроектов, которые более четко выпишут функции и полномочия органов местного самоуправления и государственных администраций на местах.
Кроме сугубо законодательных тонкостей политической реформы, Николай Селивон во время общения с журналистами также коснулся проблем, непосредственно связанных с функционированием Конституционного Суда. По словам главы КС, «сегодняшняя ситуация с пополнением состава Конституционного Суда в некоторой степени подрывает основы функционирования государственной власти в плане ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Это очень существенное замечание. Напомним, ранее в интервью «Дню» тогда еще вице-премьер Н. Томенко отмечал, что делегирование судей в КС связывается властью с отношением потенциальных кандидатов к политреформе. Собственно, желание президентского окружения упразднить политреформу через КС — не тайна. Как известно, сегодня в составе суда работают 14 судей, также есть две вакансии от Верховной Рады, одна — от Президента Украины, одна — от съезда судей. Именно отсутствием полного состава Конституционного суда его глава аргументировал задержку с выработкой выводов относительно законопроекта №3207, который, как известно, был утвержден Верховной Радой еще в декабре прошлого года, во время известного «пакетного» голосования. Именно из-за этого ввод в действие политической реформы отложился во времени, а не состоялся с 1 сентября 2005 года. В связи с этим Николай Селивон предложил реформировать систему ротации судей Конституционного Суда, чтобы в дальнейшем не возникало ситуаций, при которых суд на протяжении длительного времени не может полноценно выполнять свои функции. По его мнению, выходом из этой ситуации может стать внедрение принципа, по которому формируется сенат США, когда сенаторы меняются поочередно, а не все сразу.
Учитывая положительные выводы КС, сегодня можно с уверенностью говорить о том, что юридических «зацепок» для отмены реформы стало меньше. Политреформа автоматически вступает в силу с 1 января 2006 года. Если ничего непредвиденного не случится, то уже с нового года Украина станет парламентско-президентской республикой.