Так уже сложилось, что киевлянам приходится работать за депутатов Горсовета — самостоятельно защищать свои интересы, предлагать варианты преодоления проблем города, разрабатывать проекты решений и постановлений. На днях Киевсовет получит проект своего решения «Об обеспечении интересов территориальных общин Киева в сфере градостроения и землепользования», составленный по результатам июльского «круглого стола». Тогда, в июле, деятельность КМДА и Киевского городского совета в этой сфере была признана общественностью неудовлетворительной. Шутка ли — за последнее время в городе образовалось около двух сотен «горячих» точек, где строительство ведется под скандирование лозунгов и речевок жильцами соседних домов. На днях общественные организации и территориальные общины снова собрались за «круглым столом», чтобы предложить своим депутатам вполне конкретную схему действий. Вот только представители Киевсовета подписывать документ отказались...
Суть конфликта предельно проста — свободной земли в центре Киева настолько мало, что цена ее достигла поистине «небоскребных» высот. Как высказался народный депутат, секретарь комитета ВР по вопросам государственного строительства и местного самоуправления Борис Беспалый, сегодня существуют две формы распределения этих участков — открытый аукцион денег и закрытый аукцион взяток. Первый способ приносит деньги в городской бюджет, но не в карманы чиновников. Второй — наоборот, и в этом случае ставки столь высоки, что не только свободный участок рассматривается как потенциальная стройплощадка, но и любой парк, сквер, обширный дворик или старый дом, несмотря на его историческую и архитектурную ценность. Все эти участки продаются с «тайного» молотка, в результате чего страдают простые киевляне и инвесторы. Киевляне страдают от нехватки воздуха и зелени, часто от снижения стоимости своей квартиры. «Средняя стоимость квартиры в столице составляет 80 тысяч долларов, — рассказывает депутат Киевсовета Виктор Иванченко. — Потеря от строительства нового дома во дворе или на месте сквера обычно достигает тридцати процентов. Это двадцать пять тысяч долларов, десять лет работы для среднестатистического киевлянина».
Еще один фактор раздражения киевлян — очередь на жилье, которая стоит на месте, несмотря на массовое возведение жилых домов. Сегодня на квартирной очереди в Украине находится 1,5 млн. человек, и каждый год лишь 1,5% из них получают квартиры. Новым Жилищным кодексом запланирован небольшой пересмотр этой очереди, но от перемены слагаемых, как известно, результат не меняется — квартир все также нет.
Словом, не удивительно, что киевляне отпрашиваются с работы и простаивают сутками на митингах и пикетах, которые, в свою очередь, создают проблемы инвесторам. Стройка останавливается, а простой стоит огромных денег. С одной стороны, это приводит к общему ухудшению инвестиционного климата в стране, с другой, инвесторы начинают потихоньку понимать, что сотрудничество с коррумпированными чиновниками обходится им слишком дорого и ищут более законных путей.
Но обычно киевлянам приходится самим искать методы защиты дорогих своему сердцу территорий. В предложенном ими Киевсовету проекте рекомендовано немедленно начать инвентаризацию киевских земель, после чего вынести в натуру границы территорий домов, парков, скверов, зеленых зон всех типов, объектов природно-заповедного фонда, детских и спортивных площадок, зон исторических застроек и прочих не подлежащих застраиванию мест. План города и его застройки должен быть очень детальным. Сразу определить, где строительство вообще невозможно, а где возможно только жилых домов, где можно возводить офисные центры, а где будет промышленная зона. Причем определить это для начала абстрактно — не решая, какая именно строительная фирма будет возводить спальный дом и какой «марки» будет возле него супермаркет. Кроме того, стоит определить границы самого города и опять же закрепить это граничными знаками. До установления этих границ граждане предлагают прекратить все строительные работы на спорных участках.
Часто проблема возникает не только с местом строительства, но и с его формой, точнее, с параметрами будущего здания. Киев все больше напоминает гардероб женщины, которая покупает одежду по принципу «что под руку попадется». Словосочетание «архитектурный ансамбль» сегодня не актуально. Примером может служить запланированное строительство на Европейской площади. Изначально в этом месте собирались построить невысокое здание, вписывающееся в общую «концепцию» площади. Но в июне тендер на лучший проект внезапно объявили заново, как будто забыв, что решение уже было принято. И в этот раз претендовали на Европейскую площадь исключительно «свечки», затмевающие своим «ростом» все дома на Крещатике.
Давняя мечта киевской территориальной общины — иметь право голоса при решении подобных концептуальных вопросов. С этой целью общественность предлагает регулярно организовывать «круглые столы» и общественные слушания, ввести системные консультации между городской властью, территориальной общиной и инвесторами-застройщиками, создав постоянно действующие рабочие группы. Кроме того, предлагаемое решение Киеврады содержит обязательство разработать массу необходимых в градостроительном хозяйстве проектов: например, программа использования и охраны земли в Киеве, проект землеустройства относительно организации и установления границ природно-заповедного фонда, проект зонинговых правил (о коих уже писалось выше) и градостроительного кадастра с целью детализации, реализации и оптимизации решений Генерального плана города Киева до 2020 года.
Впрочем, конструктивный диалог с властью в нынешней ситуации вряд ли возможен. Обсуждение проблем застройки на «круглом столе» плавно перетекло в обсуждение недостатков киевской власти, причем в последнем вопросе участники проявляли редкое единодушие. Из уст члена одной общественной организации даже прозвучал призыв к революции — мирной, а, если не получится, вооруженной. (Кстати, не так давно премьер-министр Украины Юлия Тимошенко обещала Киеву революцию в градостроении. — Авт. ) Киевсовету предлагали принять решение, задекларировать конкретную позицию или просто «выходить по одному с поднятыми руками». Апофеозом мероприятия стало выступление Владимира Головача, депутата Киевсовета, заместителя главы постоянной комиссии Киевсовета по вопросам градостроения, главного оппонента всех присутствующих в комнате. «Мне очень приятно...», — начал В.Головач и тут же был вынужден прерваться. «Фу-у-у-у», — потянулось со всех сторон зала. Минут через десять широкая общественность немного успокоилась и дала своему главному противнику говорить. Сначала он высказал уверенность в том, что общественность должна слушать власть. Потом, что информация о том, кто, что строит не должна быть открытой. «Я сам по себе не против, чтобы Киев развивался, как следует, но бывают объективные причины», — излагал В.Головач. «А почему же вы не подписали резолюцию городской общественности?», — раздался вопрос из зала. Минута молчания. Чиновник не придумал, что ответить. «Слабо!», — возликовала общественность. «И ничего не слабо!, — обиделся В.Головач и еще помолчал. — Просто у нас ужасная коррупция... (по залу покатился хохот. — Авт. ) С большинством вещей я согласен, но нужно включить в это решение еще более конструктивные вещи...»
Да, теряют не только инвесторы и простые граждане, но и власть. Теряет престиж, который, пожалуй, уже не удастся восстановить.