...Следует сделать все, чтобы конфликт, касающийся Союза поляков в Беларуси, не был исключительной проблемой в отношениях между Минском и Варшавой. Им должны заняться европейские и международные организации. До сих пор это не очень удавалось сделать. Но есть шанс, что это изменится. По крайней мере что касается других соседей Беларуси, за исключением, конечно, России. По вопросу выработки совместной стратегии, касающейся Беларуси, уже говорит Литва. За ней должны пойти Украина и Латвия, а также страны Запада. Этой цели служит встреча президентов Польши, Литвы, Грузии и Украины в Крыму.
Польша, 22 августа
...В данном случае речь идет об очередной, гораздо более серьезной попытке перехватить у ослабевшей России влияние на постсоветском пространстве. Ведь стратегическая цель Содружества демократического выбора как раз и состоит в том, чтобы установить контроль над СНГ, исключая, разумеется, Россию и, возможно, Туркмению с Узбекистаном. Первый шаг в этом направлении был сделан после создания протосоюза ГУУАМ. Уже тогда конечная цель акции была понятна — обеспечить альтернативный российскому маршрут транспортировки энергоресурсов из каспийского региона в Западную Европу. Попытка оказалась не вполне удачной по двум причинам. Во-первых, в этом союзе не было мощного агрессивного лидера, а во-вторых, он был ориентирован на решение экономических проблем. И все потому, что руководители стран-членов ГУУАМ еще сильно побаивались Россию и предпочитали избегать резких движений. Сегодня, после смены власти в Украине, ситуация изменилась и недочеты устранены. Новый союз предполагается сделать в первую очередь политическим. И в нем отчетливо просматривается лидер. Польша — член Евросоюза, опирающаяся на его возможности и политические ресурсы а также имеющая за плечами безусловную поддержку США. Кстати, участие Польши в создаваемом блоке показывает, что у архитекторов проекта планы гораздо более далеко идущие, чем установление своего влияния в СНГ. Речь в будущем может идти о вступлении в СДВ Румынии и Болгарии и превращении его с одной стороны в своего рода отстойник для слабых членов Евросоюза, а с другой — в вариант цепочки «буферных государств», охватывающих Россию с запада и юга...
Россия, 19 августа
Идея интеграции постсоветских республик от Балтийского моря до Черного возникла в начале 90-х годов в Минске. Политики из белорусского Народного фронта выдвинули идею объединения Украины, Беларуси и стран Балтии, которые бы стали неким кордоном между Восточной Европой и Россией и таким образом контролировали все транспортные потоки, в том числе трубопроводы на этой территории. Балто-Черноморский союз, по замыслу его теоретиков, мог бы установить единые транзитные тарифы: минимальные для стран-членов и высокие для всех остальных. Кроме того, стержнем интеграции должен был стать балто-черноморский нефтяной коллектор: предполагалось перегонять с юга на север ближневосточную нефть, а в будущем, возможно, в противоположном направлении норвежский газ. Таким образом, Украина, Беларусь и страны Балтии окончательно избавились бы от энергетической зависимости от России...
Россия, 19 августа
Возрождение «украинской идеи» соперничает с огромной притягательностью Запада для молодежи, которая отворачивается и от прошлого СССР, и от настоящего России. Российский интеллектуал и правый националист Александр Цыпко сожалеет о потере «исторической России» в восточной и южной Украине, но признает, что в центральной и западной части страны внезапно возникает «новая политическая нация». Там выросло поколение, которое не знало советского общества и не живет, как восточная Украина, в симбиозе с сегодняшней Россией. Именно это поколение мы видели на площадях Киева. Россия и восток Украины могут сблизиться с ним, только выбрав более радикальную либерализацию. Российские либералы надеются на «оранжевое заражение» у себя дома... Битва продолжается за парламентские выборы 2006 года. Политическое переустройство будет тем более определяющим, что конституционная реформа, которую хотел провести Леонид Кучма, отвергнутая сторонниками оранжевой волны и их американскими спонсорами, была в результате принята в Верховной Раде 8 декабря с согласия Ющенко в обмен на гарантии «честности» выборов 26 декабря... Эта реформа должна также в принципе привести к замене сегодняшнего президентского правления на парламентскую демократию... Украинский кризис поднимает другие вопросы. Какие выгоды может получить Украина и Европа, сближающиеся, чтобы играть против России, а не играть вместе с ней? Какая для них польза в холодной войне, состряпанной за океаном, с посредниками в Праге, Риге и Варшаве? И сможет ли Европейский Союз быть верным обещаниям быстрой интеграции, данным Украине госпожой Олбрайт? В свете дестабилизаций, в которых Кремль очевидно никак не заинтересован, позволит ли он и дальше причинять себе неприятности, все еще выпрашивая для себя второстепенную роль?..
Франция, 19 августа
...Несмотря на дипломатическую попытку сгладить конфуз, неприятный осадок все же остался. Конструктивного диалога о ЕЭП, на который рассчитывали бизнес-сообщества обоих государств, не получилось. Главы экономических ведомств примитивно изложили друг другу взаимные претензии. Действовали чиновники, судя по всему, в строгом соответствии с утвержденным планом, в котором доминировали не экономические интересы России и Украины, а обоюдные политические амбиции. Украина давно пытается найти альтернативу монопольным поставкам российской нефти, которые оборачиваются политическими потрясениями. Достаточно вспомнить безуспешные попытки Киева ограничить рост цен на топливо в начале лета 2005 года. В этом контексте двусторонний торговый формат с Казахстаном мог бы в перспективе увеличить объемы закупок казахстанской нефти при сокращении поставок из России. Как известно, в конце мая состоялся весьма болезненный для России пуск нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан, по которому в обход российской территории нефть из Казахстана может перекачиваться и на НПЗ Украины. Если развитие диалога с Казахстаном обещает нефтяную подпитку, то с Беларусью все значительно проще. Киев никогда не торопился устанавливать Единое экономическое пространство с Минском. Дело в том, что Украина в перспективном плане претендует на членство в Европейском Союзе, а диктаторские замашки Лукашенко, от которых Европу откровенно коробит, Киеву решительно не нравятся...
Россия, 22 августа