Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Киевский князь Святослав Храбрый — «Запорожец на престоле»

Уроки необыкновенной жизни
18 августа, 2005 - 19:11
КНЯЗЬ СВЯТОСЛАВ В ПОХОДЕ НА ЦАРЕГРАД. СКУЛЬПТУРА Э. ЛАНСЕРЕ

Князь Святослав Игоревич был единственным сыном князя Игоря и княгини Ольги. Рос он и воспитывался в традициях, которые оставили ему его достойные предшественники. Мать Святослава, мудрая княгиня Ольга, посвящала его в тайны европейской политики и дипломатии. Поэтому молодой князь Святослав и взял от своих предков в наследство широкий размах, отвагу, умение переживать невзгоды и побеждать в трудных условиях. Но если одна часть его натуры рвалась к далеким походам, к покорению чужих земель, то другая — связывала его с родной землей, с Украиной- Русью, велела быть чутким к потребностям своей родины. Все годы своего княжения он провел не в Киеве в палатах, а в походах со своими воинами. Вот что писал о князе Святославе летописец Нестор: «Он ходил на неприятеля с быстротой барса; в походах не возил с собой ни котлов, ни обозов; питался кониной или мясом диких зверей, которые пек на угольях; не боялся ни холода, ни ненастной погоды; спал в походах без шатра под открытым небом, подостлав под себя конский потник, а в изголовье — седло; если же шел на врага, то никогда не нападал на него врасплох, но всегда заранее предупреждал: «Иду на вы!».

Подобным образом отзывались о князе и греки, враги его, с которыми он вел упорную борьбу. Боялись грозного князя и ненавидели его, но все с уважением отзывались о его храбрости и отваге.

ПОХОД НА ВОСТОК И ПОКОРЕНИЕ ХАЗАРИИ

Свои военные походы Святослав начал в 964 году в восточном направлении, где его отец князь Игорь добывал славу. Его обязывали к борьбе жизненные потребности Киевского государства. На восток от Украины-Руси земли вокруг Дона и Поволжья находились под властью Хазарского каганата. Еще во времена Олега и Игоря украинские племена освободились от хазарского влияния, но дальше на восток хазары контролировали всю торговлю. Поэтому Святослав решил завершить дело своих предшественников, ликвидировать эту мощную торговую силу и открыть восточные торговые пути для украинского купечества. Начав в 964 году поход на вятичей, которые проживали у истоков Оки и платили дань хазарам, Святослав освободил их от долголетней неволи. Затем пошел к средней Волге, где находилось государство так называемых серебряных болгар (волжские болгары), через территорию которых шло торговое серебро с Урала. Взяв приступом их столицу Болгар (недалеко от Казани), Святослав овладел не только богатым торговым центром, но и важным центром торговли невольниками. Затем Святослав пошел на саму Хазарию со столицей Итиль в устье Волги (в окрестностях Астрахани). Вначале ему встретилась крепость Саркел или Белая Изгородь, построенная ранее греками по заказу хазар для противодействия походам с Украины-Руси. Взяв город Саркел, Святослав двинулся к столице, где сосредоточилась главная торговля арабскими и персидскими изделиями. Покорив в 965 году столицу хазар Итиль, Святослав не оставил в ней камня на камне, прекратив, по сути, существование самого Хазарского каганата.

ПОХОДЫ СВЯТОСЛАВА НА БОЛГАРИЮ

Возвратившись в Киев, Святослав встретил там послов от греческого (византийского) императора Никифора, который просил его, чтобы он пошел на запад, на Дунай — воевать с Дунайскими болгарами, укрепление которых раздражало и страшило Византию. При этом следует напомнить, что болгары в V—VI ст. пришли из Азии через украинские степи вдоль нижнего Дуная, там смешались со славянами и создали сильное государство. Византия не могла сопротивляться свежему, буйному народу и была вынуждена все дальше отступать с Дуная. В первой половине Х в. молодая Болгария уже сильно пугала Византию, а ее царь Симеон взял под свой контроль почти весь Балканский полуостров, оставив Византии узенькое побережье Черного и Ионийского моря, и наложил на Византию тяжелую дань. Чтобы уговорить Святослава совершить поход на Болгарию, в Киев от императора Византии приехали послы и привезли великие дары — полторы тысячи фунтов золота (около 600 кг). Святослав имел и свои интересы и планы покорения Болгарии, считая, что это может принести большую пользу и его государству. В его руках уже были торговые пути по Днепру и Дону и иметь еще третий путь — по Дунаю было мечтой Святослава. Он собрал большое войско — около 60 тыс. юных и сильных воинов, а болгары выступили навстречу силой 30 тыс. воинов. Выйдя из кораблей на берег, воины Святослава со щитами и мечами двинулись на врага. Удар был таким сильным, что болгары бросились в бегство. Бой этот произошел под Доростолом (теперь Силистрия), поражение наступило так неожиданно, что болгарский царь Петр от переживаний заболел и вскоре умер.

Киевские войска, возглавляемые и ведомые Святославом, пошли дальше и в упорной борьбе занимали город за городом. Более 80 городов попали под власть Святослава, который избрал себе столицей болгарский город Переславец или Малую Переславу (на юг от Дуная, около Тульчи). Святослава так глубоко поразило богатство Болгарского края, что только беспокойство о возможном нападении печенегов на Киев, где находилась его престарелая мать — княгиня Ольга и трое ее внуков, заставило его возвратиться в свою столицу и изгнать печенегов из-под Киева.

Похоронив мать в 969 году по христианскому обычаю в Киеве, Святослав упорядочил государственные дела и разделил земли между сыновьями. В Киеве, в качестве старшего, был оставлен сын Ярополк, в Овруче (древлянские земли) — второй сын Олег, а Владимир, за которого просили жители Новгорода, получил новгородские земли. Сам же Святослав вновь отправился в Болгарию, которую считал уже своим владением. Однако он не знал, что за последнее время между Византией и Болгарией было заключено перемирие и греки подговорили болгар, чтобы те не пускали к себе Святослава, так как сами опасались иметь у себя по соседству такого сильного князя, как киевский. Многочисленное болгарское войско собралось в Переясловце и напало на Святослава. Кровопролитное сражение клонилось уже в пользу болгар, но воины Святослава, ободренные его пламенной речью: «Братья и дружина! Умрем, но умрем с твердостью и мужеством!», напрягли свои силы и к вечеру победа увенчала их храбрость. Святослав взял приступом Переясловец и снова овладел царством Болгарским, мечтая там остаться навсегда.

ВОЙНА И МИР С ВИЗАНТИЕЙ

Убедившись, что это греки подговорили болгар не пускать Святослава в Болгарию, князь послал своих послов в Византию, чтобы они сообщили греческому императору предупреждение от Святослава: «Иду на твою землю и хочу взять Цареград, как взял Переясловец»! Испугавшись, греки выслали Святославу дары, но узнав, что у него якобы только 10 тыс. воинов, тем временем выставили против него 100 тысяч. Чтобы воодушевить своих воинов на неравный бой, как сообщает Нестор, Святослав обратился к ним с такими словами: «Уже нам теперь некуда деваться: волею и неволею должны биться; не посрамим отечество, но ляжем здесь костями; мертвым не стыдно, а если побежим, то ляжет на нас стыд, от которого некуда уйти; станем же лучше крепко, я пойду перед вами; когда же голова моя ляжет, тогда думайте сами о себе». Воины отвечали ему: «Где твоя голова ляжет, там и мы свои сложим». Хотя и была сеча злая и сам Святослав был ранен и едва не погиб, были большие людские потери (по греческим источникам на поле боя полегло до 16 тысяч воинов Святослава), но Святослав одержал победу. Он уничтожал и сжигал встречающиеся по пути города и населенные пункты. Когда войска Святослава приближались уже к Цареграду, греческий император Иоанн Цимисхий, который заменил Никифора после его убийства, выслал к князю послов с богатыми дарами — золото и ткани. Но Святослав, глядя по сторонам, равнодушно сказал: «Спрячьте это». Через некоторое время были присланы другие дары — позолоченный меч и другое оружие; реакция Святослава была другой. Он принял их с удовольствием и велел благодарить византийского императора. А после обращения греческого императора к Святославу с просьбой не ходить на Цареград и взять дань, какую князь захочет, Святослав согласился и решил заключить «твердый мир».

Обрадованный император послал князю еще большие дары, чем прежде, которые тот принял. Каждый княжеский воин получил и свою часть, а доля погибших была передана их родственникам. Гордый Святослав с торжеством возвратился в Болгарию, а 24 июля 971 года обе стороны составили мирный договор и грамоту, подписанную Святославом, в которой он подтверждал «свою полную приязнь» к греческим царям и их народу.

ПОСЛЕДНИЙ БОЙ И СМЕРТЬ СВЯТОСЛАВА

Как показали дальнейшие события, со стороны императора Византии Иоанна Цимисхия эта дружба не была искренней. И когда Святослав с малочисленными, утомленными походами воинами отправился в обратный путь на родину, на ладьях Дунаем и Черным морем, как считает историк Николай Карамзин, «едва ли не сами греки посоветовали печенегам воспользоваться слабостью российского войска». В свою очередь летописец Нестор приписывает сие коварство жителям Переясловца: они, по его словам, дали знать печенегам, что Святослав возвращается в Киев с великим богатством и с малочисленной дружиною. Поэтому печенеги обступили Днепровские пороги и стали ожидать Святослава. Когда Святослав подъехал к порогам, он убедился, что орда стережет пороговые места, где требовалось перетягивать лодки вдоль берега. Воины Святослава были слишком малочисленны, чтобы пробиться через эту орду. Святослав решил зимовать при устье Днепра на Белобережьи, надеясь, что зимой печенеги сами отойдут или придет помощь из Киева. Зима была очень тяжелая и лютая. Исчезли запасы хлеба и провианта, начался голод. Весной Святослав двинулся по Днепру, но печенеги терпеливо ждали его у порогов. Князь был вынужден пробиваться, началась тяжелая борьба. И хотя вооружение у воинов князя было лучше, но печенеги превосходили своим количеством. Святослав, как обычно, шел впереди своей дружины, но печенеги окружили и замкнули его тесным кольцом. В боях храбрый князь был убит, с ним вместе погибло много воинов и только небольшая часть их под руководством воеводы Свенельда пробилась и достигла Киева, принеся горожанам печальную весть.

Так в 972 году трагически окончил свою бурную жизнь воина храбрый князь Киевский и всей Украины-Руси Святослав Игоревич, девиз которого: «Умрем, но не осрамим земли нашей» не был забыт на нашей земле. «Запорожец на престоле», — так охарактеризовал воинские успехи Киевского князя Святослава М. Грушевский.

Олег ЯСРЕБОВ, кандидат технических наук
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ