Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Малороссийство» в сладкой обертке

Кто хочет, чтобы украинцы гордились своим Ватерлоо?
18 августа, 2005 - 19:11

В истории едва ли не каждого народа есть своя «проклятая битва», тот катастрофический поворотный пункт национального развития, который остается и для грядущих поколений Днем Скорби, горьким уроком, однако в то же время призывом восстановить утраченную честь нации, ее независимость и свободу. Такие Дни Скорби, конечно, памятны. Но спросите у поляка, например, может ли чтить и гордиться его страна, предположим, днем взятия околицы Варшавы — Праги, — которую защищали мужественные повстанцы Тадеуша Костюшко, войсками русского фельдмаршала Суворова в конце 1794 года (после чего, собственно, Польша более чем на век утратила независимость)? Или спросите у серба, празднует ли он очередную годовщину битвы на Косовом Поле (июнь 1389 года), поражение в которой привело его Отчизну к турецкому игу на шесть веков? Или у чеха — как он относится к битве при Белой Горе, которая привела к длительному упадку чешской государственности? Отдельный вопрос — влияние на сознание французов славной битвы при Ватерлоо (1815 год)...

Итак, свое Ватерлоо есть у очень многих стран. Но украинское массовое историческое сознание — это случай, мягко говоря, очень специфический. В этом автор этих строк имел возможность воочию убедиться, отведав совсем недавно преинтереснейший «сладкий продукт» производства ООО «Полтавакондитер» (выпуск 2005 года, при новой власти!). Конфеты в яркой качественной обертке рекламируют... печально известную (но, может, для кого-то, наоборот, славную, если есть спрос?) Полтавскую битву 27 июня 1709 года. Воспроизведена живописная панорама битвы, на оборотной стороне — напоминание о том, что «Полтавская битва является решающим событием российско-шведской Северной войны 1700—1721 гг.» (что само по себе возражений не вызывает), поскольку там «российские войска под командованием Петра I разгромили многотысячную армию шведского короля Карла ХII». По мнению авторов этого «исторического плаката» с кондитерским привкусом, «пророческими оказались слова Петра I, с которыми он обратился после боя к победителям: «Храбрые дела ваши никогда не будут забыты потомками». Ну, и в придачу — «ударные», классические строки из «Полтавы» Пушкина...

Значит, наше Ватерлоо (а Полтавскую битву можно толковать именно так!) мы рекламируем, украшаем цветными обертками, чуть ли не поднимаем на щит как предмет украинской славы и гордости (иначе зачем выпускать такой товар украинскому производителю?). О чем, собственно, это свидетельствует? По меньшей мере, о том, что исторический генокод украинцев — будем называть вещи своими именами — серьезно поврежден, следствием чего, собственно, и является такое прививание украинцам имперской «славы» Романовых. И дело даже не в том, знают ли составители этого текста о фатальной роли поражения под Полтавой для украинской государственности. Хуже то, что «архетип» исторического сознания нашего народа деформирован — как и восприятие демократии, политической и экономической свободы. Ведь это вещи взаимосвязанные.

Кроме того, возникает вполне резонный вопрос: а почему практически нет популярных массовых проектов на телевидении, в СМИ, которые бы интересно рассказывали рядовому гражданину (тому, который и сегодня часто-густо воспринимает царя Петра не как ненавистника Украины, а как правителя волевого, жесткого, но справедливого) о действительно славных победах наших победителей под Желтыми Водами, Корсунем, Батогом? И, кстати, под Конотопом, где в 1659 году наголову была разгромлена 150-тысячная армия русского царя?! Может, мы не считаем эти победы своими? Или нет массового спроса? Или срабатывает «рабское подсознательное» (по аналогии с «коллективным подсознательным» в психологии)?

Наверное, если мы будем идти только за модой или массовым спросом (отдельная проблема: а как он формируется? Так ли уж стихийно?), то вообще будем иметь дело с поистине сюрреалистической ситуацией. Мне довелось видеть на раскладках в центре Киева две майки, которые лежали прямо рядом: на одной было написано «Так! Ющенко!», а другая... изображала рекламу знамени и герба СССР! Так что, спросом пользуется и та, и другая? О чем же свидетельствует этот сигнал?

Говоря и заботясь прежде всего только об инвестициях (а возможно, точнее, об иностранных кредитах), власть рискует оказаться в «неожиданной» ситуации — инвестиции, может, и будут, однако Украины, по существу, не будет. И постоянным источником тревоги для всех нас должно быть то обстоятельство, что, хотя политически чуждый «проект для Украины» сегодня отвергнут, на уровне массового сознания почва для этого проекта остается.

Игорь СЮНДЮКОВ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ