Неосуществленной мечтой покойного Папы Римского Иоанна Павла II было посетить Москву и создать условия для разрядки в отношениях с православной церковью. Но хотя он был приглашен в Москву тремя последними президентами России — Владимиром Путиным, Борисом Ельциным и Михаилом Горбачевым — противодействие его визиту со стороны православного Патриарха Алексия помешало Папе Римскому осуществить поездку. Добьется ли Бенедикт XVI победы, которую не удалось осуществить его другу и предшественнику?
Несмотря на недавнее возвращение в Россию иконы Казанской Богоматери, которая когда-то висела в спальне Иоанна Павла II, отношения между Ватиканом и Московским патриархатом остаются напряженными. Так, Путин, который обычно кажется всесильным, продолжает осторожничать с приглашением для Бенедикта. Такая осторожность усиливается новым политическим фактором: защита православия стала основным принципом национальной идеи российской власти.
Это одна из причин того, почему Путин был одним из немногих ведущих глав государств, которые не приехали на похороны Иоанна Павла II. Хотя православная церковь, действительно, посылала делегацию, сразу же после похорон Патриарх Алексий предупредил, что разногласия между двумя ветвями христианства идут намного глубже, чем польская национальность бывшего Папы Римского, которая всегда была особым больным вопросом для русских православных. Русские видели в польской национальности Иоанна Павла связь с долгой историей притеснения русского православия. Никто иной, как Александр Пушкин написал в 1836 году, что «православие всегда преследовалось католическим фанатизмом… Их миссионеры проклинали православную церковь, с помощью лицемерия и угроз пытались обратить в католичество не только простых людей, но и православных священников». Те русские, которые все еще считают католическую церковь угрозой, постоянно цитируют эти строки.
Папа Бенедикт родом из Германии, которая преимущественно является протестантской страной, и он не несет на себе тяжесть этой горькой истории. Возможно, это одна из причин того, почему Алексий положительно ответил на первую речь Бенедикта, призывающую к примирению, сказав, что он надеется, что это улучшит «православно-католические отношения на постсоветской территории».
Этот положительный настрой может поддержать правительство России, у которого обычно теплые отношения с Ватиканом. Действительно, у российского министра иностранных дел Сергея Лаврова много проектов, в реализации которых, по его мнению, может помочь Ватикан, особенно в продвижении примирения и создании «партнерства между цивилизациями».
Недавно другая ключевая фигура в Ватикане, кардинал Уолтер Каспер, глава Совета христианского единства, призвал к проведению католическо-православной встречи на высшем уровне, на которой будут приняты меры для объединения обеих ветвей христианства. Кардинала Каспера уважают в России за то, что он — тот самый человек, который вернул Казанскую Богоматерь на ее родину. В своих публичных выступлениях Каспер не раз предполагал, что Ватикан считает христианское объединение своей главной целью, и — что наиболее важно с точки зрения православия — «единство не должно означать сходство».
Тот факт, что Папа Римский Бенедикт и кардинал Каспер — оба немцы, является важным, потому что российско-немецкие отношения в настоящее время, возможно, теплее, чем когда-либо. Путин хорошо владеет немецким языком, так как он провел много лет в Восточной Германии в качестве агента КГБ. Более того, в отличие от Папы Римского Иоанна Павла II, который, будучи поляком, всегда считал коммунистическую Россию угнетателем, Бенедикт несет в себе немецкое чувство вины, идущее из нацистского прошлого страны.
Как в Риме, так и в Москве надежда на то, что дорогу к христианскому единству можно построить, растет, но становится все яснее, что эту дорогу можно проложить только через Берлин.
Алексей БУКАЛОВ — руководитель отдела ИТАР-ТАСС в Риме