Императорский трон Японии сможет занять женщина — по крайней мере, промежуточный доклад специальной комиссии, которая исследует вопрос престолонаследия, дает основания рассматривать такую возможность. Закон об императорском доме в его нынешнем виде утверждает, что «наследовать трон может только мужчина по мужской линии». Однако в семье японского императора уже сорок лет не рождалось потомков мужского пола. Реальными наследниками императора Акихито могут быть два его сына — кронпринц Нарухито и принц Акишино. А что будет дальше?
Многие японцы считают, что право наследовать престол должна получить Аико — дочь принца Нарухито и его жены Масако. В декабре маленькой принцессе исполнится четыре года. Ее рождение резко изменило отношение японцев к проблеме наследования «хризантемного трона» (хризантема — эмблема японского императорского дома). Если в первой половине 1990-х годов опросы свидетельствовали о патриархальном подходе большинства граждан Японии к этому вопросу, то после появления на свет принцессы около 70% респондентов приняли перспективу того, что в будущем главой их императорского дома будет императрица.
Очаровательная Аико не может не вызывать симпатии, а история ее родителей растрогала сердца, неравнодушные к жизненным драмам. Принц Нарухито долго ухаживал за Масако, которая готовилась сделать блестящую дипломатическую карьеру. В конце концов девушка отказалась от прежних планов, несовместимых с ролью жены японского кронпринца, и согласилась выйти за него замуж. Но впоследствии по Японии начали распространяться слухи о глубокой депрессии Масако, которая не сумела стать счастливой, живя в таком специфическом семейном кругу и не имея возможности работать. Вместо этого от нее требовали родить мальчика — наследника престола. Императорский дом это опровергал, пока в прошлом году искренне влюбленный в жену Нарухито не сорвался и не изложил журналистам правду о подавленном психическом состоянии Масако, обвинив в нем двор своего отца.
Конечно, на вопрос наследования японского престола часто смотрят сквозь призму равенства полов. Однако некоторые исследователи в самой Японии отмечают, что это проблема другого порядка. Они заявляют, что поскольку члены императорской семьи являются «символами», а не рядовыми гражданами (например, они не имеют права голоса), то принципы гендерного равенства также не стоит на них распространять.
В истории Японии было восемь императриц. Однако все они были или вдовами, или незамужними и не оставили после себя детей, — поэтому тогда не пришлось пересматривать принцип наследования по мужской линии, а теперь, похоже, это придется сделать. Предоставление женщинам права наследовать престол должно будет повлечь много других изменений. Так, согласно действующим правилам, обычная девушка, которая выходит замуж за представителя императорской семьи, сама становится ее членом. А если принцесса выйдет замуж за простолюдина, то не только ее муж не получит императорского статуса, но и сама она его потеряет. И таких вопросов, над которыми сегодня рассуждают японские мудрецы, довольно много.
Однако среди членов правящей Либерал-демократической партии Японии нет недостатка в сторонниках «императорской реформы». В поддержку изменений высказывался и премьер-министр Коидзуми. А ведущая оппозиционная Демократическая партия в прошлом году среди своих основных политических целей отметила соответствующий пересмотр закона об императорском доме.
История японских императоров насчитывает более 2600 лет. Нынешний император Акихито — 125-й властитель «хризантемного трона». На протяжении веков его предшественники были для японцев символами нации, духовными авторитетами. Даже с XII до середины ХIХ века, когда страной правили военные — сегуны — монархия сохранялась. Целью реставрации Мейдзи 1868 года было установление конституционной монархии западного стиля. Послевоенная конституция Японии, написанная под руководством США, определила роль императора как исключительно символическую. Особым моментом для японцев стало радиообращение императора Хирохито, который после атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки в августе 1945 года сообщил о капитуляции Японии — тогда божественное «Солнце» впервые обратилось к ним обыкновенным голосом живого человека… Сегодня образ властителя — или властительницы — «хризантемного трона» снова освобождается от ряда легенд в своем ореоле, а вместо этого вокруг него создаются новые, современные, мифы.