Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В море тщеславия

Купить титановую яхту. А золотая не требуется?
20 июля, 2005 - 20:04

У нашего Президента есть шанс отличиться от всего мира — заиметь в персональное пользование яхту с титановым корпусом. Этот проект решило предложить ему ОАО «Приморец», созданное на основе феодосийского завода «Море» (во времена СССР это предприятие было ведущим производителем подводных катеров и пассажирских судов на подводных крыльях из алюминиевых сплавов). Судостроители решились на такой шаг, потому что озабочены имиджем Президента, которому хорошая яхта так же необходима для достойного представительства на международном уровне, как и красивая спутница.

Впрочем, думается, проблема тут вовсе не в престиже страны и ее Президента. Дело, скорее, в трудностях, которые переживает отечественное судостроение. Вот и решило оно привлечь к себе и своим возможностям внимание и доказать, что наши яхты будут ничуть не хуже любых иностранных, и более того, что мы способны даже создать уникальный проект, не имеющий аналогов. До сих пор в мире существует только одна титановая яхта, построенная японцами. Но японский вариант, по сравнению с готовящимся украинским, очень небольшой — 13 метров. Украинское судно для президентских забав характеризуется как быстроходная круизная моторная яхта класса Galaxi длиной 42,3 метра, осадкой в 2,2 метра, максимальной скоростью в 32 узла и дальностью плавания в тысячу миль.

Отвечая на вопрос журналистов о стоимости такой яхты, коммерческий директор «Приморца» Ляшенко отметил, что по международным ценам сорокаметровая моторная яхта на Московском судостроительном заводе может стоить от $14 до $18 млн., в Австралии и Германии — $1 млн. за каждый метр в длину: «Мы же можем построить полностью алюминиевую яхту значительно дешевле, но все будет зависеть от пожеланий в интерьере».

Судостроители, конечно, наслышаны о том, что Президент не слишком бережет народную копейку и намерен строить себе новые резиденции и дачи. Поэтому они надеются, что и у них есть шанс получить выгодный эксклюзивный заказ. И действительно, почему бы нашему Президенту не пользоваться яхтой? И почему бы не титановой? Правда, золотая была бы еще лучше в смысле шика и устойчивости к коррозии. И еще неизвестно, как бы отнесся к такому предложению Президент. Полностью исключить известный песенный афоризм «может дам» пока не представляется возможным. Равно как и то, что он проявит заботу об интересах налогоплательщиков и с позором прогонит потенциальных бюджетных транжир.

Но, может быть, Президент при этом вспомнит также и о том, что Украина, производившая в советские времена огромное количество суден и получившая в наследство треть верфей СССР, сегодня представлена на мировом рынке судостроения крайне слабо только потому, что ее судостроение, мягко говоря, приходит в упадок. И что программа по ежегодному наращиванию миллиона рабочих мест, которую декларировал Президент, может использовать также и потенциал этой отрасли. Скажем, по такой схеме: построили яхту для украинского Президента, а затем получили еще 100 (ну пусть 10) заказов на подобные (или даже меньшие — им до нашего уровня не дотянуться) суда. Пока же с этим у нас не густо.

«Приморцу», как сообщил Ляшенко, удалось урвать два заказа на две 12-метровые яхты для Вьетнама, одну — для России, а также на два катамарана для Швейцарии. До конца года предприятие планирует сдать также несколько маленьких рыбацких лодок в Голландию. Однако введение НДС даже на временный ввоз комплектующих и хронические задолженности по его возмещению заставили западных партнеров отказаться от сотрудничества с украинскими компаниями. И это притом, что у судостроения и без того проблем выше крыши.

Так что еще одна версия относительно идеи строительства президентской яхты порождена безысходностью. Ведь она необходима в первую очередь судостроителям. И $40 млн., с их точки зрения, капля в море среди трат правительства. Но проблема в том, что люди, стоявшие на Майдане, могут и не понять, зачем народному любимцу титановая яхта.

Наталия ГУЗЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ