Случился и на нашей, зрительской улице, праздник: долго ли, коротко ли, в прокат (ныне — в столичном кинотеатре «Жовтень») вышел мультфильм «Трио из Бельвилля». Сразу же возникает некоторое терминологическое затруднение, ибо слово «мультфильм» влечет несерьезные ассоциации. Детство золотое, а то и, не дай Бог, пион[Э]рское, «Спокойной ночи, малыши», малыши, которые не хотят спать даже после Хрюши со Степашей, и прочие бытовые затруднения. Второй вариант — массовые компьютеризованные атаки, что не без успеха предпринимают на аудиторию голливудские киноконвейеры — какое-нибудь «В поисках Немо», «Подводная братва» и прочая дорогостоящая, но малосодержательная чушь. Плохо, конечно, доказывать состоятельность произведения искусства от противного, а что делать? Слишком много стереотипов, стандартов и предрассудков.
Одним словом, фильм Сильвэна Шоме ко всему вышеперечисленному ни малейшего отношения не имеет. Потому что:
лучше;
веселее;
остроумнее;
интеллектуальнее;
равно доступен и приемлем и для взрослых, и для детей, и для киноведов, и для массового зрителя.
Последнее — особо важно. Поскольку в мире анимации, как и в кинематографе вообще, есть разделение на «коммерческое» и «авторское» направления. Первое уже упомянуто выше, второе являет собой технически изощренные, зачастую переполненные насилием и ужасом или беспросветностью, а то и патологией, фильмы, действительно интересные только ценителям. «Трио из Бельвилля» с искрящейся легкостью взлетает над оппозициями и противостояниями, мирит всех. Тут есть место карикатурному преувеличению. У каждого персонажа — свой изъян, характерная, смешная черточка, которая в любом другом фильме была бы для ее носителя тяжким пороком, а здесь — вносит необходимые краски в образ. Ведь Шомэ обходится без слов; диалогов в фильме просто нет. Нужное звуковое настроение создает музыка, ее много, самой разной, неизменно великолепной. Звуковую дорожку «Бельвилля» вообще можно было бы издать отдельным диском. А все остальное «проговаривают» визуальные находки. Достаточно одной гримасы, двух-трех движений, чтобы стало ясно, что происходит. И все настолько ярко и выпукло, что запоминаешь даже эпизодических персонажей, не говоря уже про основных. Хромая, но волевая бабуся — мадам Суза. Усыновленный ею Чемпион — сначала живой круглолицый мальчуган, потом длинноносый флегматик-велосипедист. Пес Брюно — вообще чуть ли не главная прелесть картины — невероятно толстое, стойкое и трогательное существо, которое временами кажется смешнее и живее настоящих, уличных собак. Трио тощих лихих мюзик-холльных певиц, которым что музицировать, что гранаты кидать — один черт. Красноносый карлик-главарь французской мафии. Его шкафоподобные подчиненные. Дородная продавщица в фаст-фуде в бабочкой на носу. Скаут, похожий на пузырь. И еще, и еще, и еще. Мир «Трио из Бельвилля» — сплошной гротеск, иногда на грани абсурда. Собственно, уже пролог, развлекательное шоу, которое смотрят по телевизору бабушка и Чемпион, похож скорее на сюрреалистический гиньоль, где инструменты норовят заиграть самостоятельно, туфли съедают танцора, а потом сцену и вовсе громит какое-то чудовищное пляшущее тело. Вообще, анимация Шомэ — фейерверк преувеличений. Один только пес, который то служит покрышкой для грузовика, то переплывает штормящий океан в качестве приводной силы к бабушкиному плотику, чего стоит! И весь этот парад условностей принимаешь с восторгом, как правила самой любимой игры.
Но, кроме всего прочего, это еще и произведение настоящего интеллектуала, киномана. По всей картине рассыпаны разного рода цитаты и упоминания, что должно тешить взор других синефилов, меломанов и чудаков: то фрагмент из ленты знаменитого французского режиссера- эксцентрика Жака Тати, то плакат к анимации 1914 года американского классика Винзора МакКея, то вдруг проходит целая череда легендарных персон в карикатурных обличьях: джаз-гитарист Джанго Рейнхард, чернокожая танцовщица, секс- бомба 1920-х Дэжозефин Бейкер, великий виртуоз-пианист Гленн Гульд, что наигрывает Баха и в своей привычной манере мычит себе под нос... Некоторые детали и вовсе сражают своей странностью — к примеру, внизу экрана бабушкиного телевизора ненавязчиво вписана... одна из формул Эйнштейна. Но все эти изыски отнюдь не утомляют, поскольку, проходя таким себе смысловым орнаментом, не мешают развиваться истории о великом походе бабушки Сузы и Брюно в далекий Бельвилль (выглядит как весьма едкая пародия на Нью-Йорк), чтобы освободить плененного мафией Чемпиона. В том и мастерство — заставить зрителя безотрывно смотреть на экран, а потом, еще много дней спустя после просмотра, смаковать отдельные детали, фрагменты или ситуации.
Так что «Трио из Бельвилля» — настоящий подарок для всех возрастов, от впавших в детство до преждевременно повзрослевших. И добавить тут больше нечего, кроме тривиального — сходите, посмотрите, не пожалеете. Честное слово!